Последние несколько недель Россия демонстративно наращивает свое военное присутствие внутри и у границ Украины, отправив 20 тысяч военнослужащих, артиллерийские конвои и груженые оружием поезда в Крым. Чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации и ее перерастание в полномасштабную войну, требуется более энергичная и последовательная реакция со стороны международного сообщества, а также новые переговоры и стратегии, которые позволят избежать повторения тех же ошибок.
С момента вторжения России на Украину в 2014 году Франция и Германия взяли на себя роль ключевых посредников в урегулировании этого конфликта. Они стали частью так называемой «нормандской четверки» и посредниками в процессе согласования Минского протокола. Однако обе эти инициативы оказались безуспешными, и виной тому провал попыток Франции и Германии оказать противодействие России, — провал, который отчасти объясняется эгоистичным стремлением Макрона «перезагрузить» отношения с Россией, а также упорным желанием Германии достроить газопровод «Северный поток — 2». На прошлой неделе и Франция, и Германия выступили с уклончивыми заявлениями о том, что «всем сторонам» необходимо стремиться к «снижению напряженности». Этими своими заявлениями они в очередной раз продемонстрировали, что на самом деле они не готовы защищать главную жертву в этой ситуации — Украину.
Президент Украины Владимир Зеленский всячески старается избегать провокационных заявлений, и Украина не считает это усиление военного присутствия России у ее границ тем шагом, который неизбежно повлечет за собой вторжение. Скорее всего, поведение России представляет собой силовой сигнал, хотя эти шаги все же могут предшествовать вторжению, которое случится позже. Чтобы избежать этого кошмарного сценария сейчас и в будущем, Украина и ее союзники на Западе должны активно вести политику сдерживания в отношении России, а не просто реагировать на ее действия. Как написал Марк Галеотти (Mark Galeotti), «пришло время Западу сформулировать те серьезные последствия, с которыми столкнется Москва, если она попытается провернуть полномасштабное наступление», а затем сообщить о них без лишнего шума, но убедительно.
Чтобы это произошло, Россия должна увидеть, что международные лидеры серьезно относятся к вопросу территориальной целостности и безопасности Украины. Германия и Франция уже продемонстрировали, что они не в состоянии выполнить эту задачу самостоятельно. Соединенные Штаты под руководством новой администрации Байдена могут и должны сыграть более значимую роль, однако Соединенному Королевству тоже следует взять на себя больше ответственности. Оно может начать с того, чтобы сыграть ведущую роль на новой площадке «Крымская платформа» — созданном украинским правительством форуме, который призван уменьшить негативное воздействие оккупации Крыма Россией и выработать долгосрочный план по деоккупации полуострова.
С 2014 года Российская Федерация почти втрое увеличила численность своего военного контингента в Крыму. В настоящее время на полуострове находятся 32,5 тысячи военнослужащих, и количество оружия и военной техники там тоже существенно увеличилось. Россия развернула на полуострове 13 ракетных комплексов морского базирования «Калибр» и восстановила свою ядерную инфраструктуру, что создает вполне реальную угрозу распространения ядерного оружия. Эту проблему необходимо было решать раньше.
Ответственность за конфликт лежит исключительно на России, однако, если бы Запад более пристально следил за ситуацией и придерживался более системного подхода к соблюдению красных линий, это помогло бы избежать тех опасностей, которые сегодня угрожают нам и Украине. «Крымская платформа» создана Украиной, чтобы выработать более всеобъемлющий и последовательный ответ на действия на оккупированном полуострове с использованием адресных мер — от устранения лазеек в санкциях до создания форума по безопасности в Черном, Азовском и Средиземном морях. Эту платформу, которая формально пока не была запущена, не стоит рассматривать как решение текущей обостряющейся ситуации, однако она сыграет важную роль в предотвращении подобных ситуаций в будущем.
Более того, хотя оккупация этого полуострова вряд ли будет снята в ближайшем будущем, мы не должны допустить, чтобы у России возникло впечатление, что мы смирились с аннексией Крыма или что она может игнорировать требования международного права. Это будет иметь последствия далеко за пределами этого региона, о чем должно быть хорошо известно Соединенному Королевству, где в 2018 году Россия применила химическое оружие, чтобы отравить Скрипалей.
Соединенное Королевство является неизменным союзником Украины в вопросах территориальной целостности, поскольку оно взяло на себя определенные обязательства по обороне, отправляло свои силы быстрого реагирования и подписало соглашение о стратегическом партнерстве. Если Соединенное Королевство возьмет на себя ведущую роль в «Крымской платформе», это станет для него отличной возможностью сыграть более значимую роль — роль, которая позволит нам воплотить в реальность наши амбициозные заявления о Глобальной Великобритании и укрепить наши позиции в Европе после Брексита.
Занять такую позицию будет разумным решением для Соединенного Королевства, однако это также является необходимым шагом для укрепления безопасности Украины, Европы и Великобритании, для которых оккупация Крыма Россией остается не историческим «свершившимся фактом», а сохраняющейся угрозой.
Доктор Джейд Макглинн — руководитель научно-исследовательских проектов и глава Центра изучения России и Евразии в Обществе Генри Джексона (Henry Jackson Society).