Вот уже шесть лет, несмотря на войну и все старания власти — коррупционные скандалы, проблемы с МВФ, коронакризис и прочие неурядицы местного и вселенского масштаба — гривня остается стабильной денежной единицей. Это, безусловно, достижение, если учесть, что таких периодов стабильности за все годы независимости было не так уж и много. Если не ошибаюсь, то это третий. Первый — «гривня по пять» — длился пять лет (с 2003 по 2008). Второй — знаменитая «гривня по восемь» — продлился шесть лет (с 2008 по 2014-й). И вот нынешний, который может стать рекордным по продолжительности, даже несмотря на то, что НБУ больше не ставит себе целью во что бы то ни стало удерживать стабильный курс гривни.
Для справедливости нужно сказать о том, что в нашей истории были несколько случаев, когда гривня даже укреплялась относительно главных мировых валют. Первый раз в середине «нулевых», в тот период казалось, что жизнь налаживается, и в страну хлынули деньги от продажи крупных банков, огромных металлургических предприятий и компаний поменьше. Второй — несколько лет назад, когда те, кто отвечает за стабильность валюты, перевыполнили план, решив немного подзаработать на ОВГЗ.
Но, если подвести итог, а повод есть, ведь в этом году исполняется 25 лет со дня сотворения украинской национальной валюты, то он не очень утешительный. За четверть века гривня так и не смогла завоевать доверие ни обычных украинцев, ни власти, и не сумела стать валютой, пригодной для долгосрочных сбережений и инвестиций. Украинцы по-прежнему оценивают свои сбережения, равно как и доходы от инвестиций, в долларах, евро и других более надежных валютах, и для этого всегда есть какие-то веские причины и оправдания.
Сегодня их, как внешних, так и внутренних, похоже, больше, чем обычно:
Опасения, связанные с ростом инфляции в США, провоцируют рост доходности американских государственных облигаций. Их растущая привлекательность для международных инвесторов, в свою очередь, способствует укреплению американского доллара. Все это оказывает давление на валюты развивающихся стран, в том числе и гривну.
Обострение ситуации на Востоке, оскорбительно агрессивные заявления российских политиков об «усмирении» Украины и тревожные слухи о передвижении российских войск на наших границах — тоже весьма значимый повод для девальвации, даже если все это просто слухи, которые никогда не станут реальностью.
Отсутствие понимания между МВФ и Украиной, другими словами, нежелание власти бороться с коррупцией, всегда плохо сказывается на гривне. Особенно в те трудные времена, когда другие источники твердой валюты иссякают. Даже министр финансов признал, что ему «уже некомфортно без траншей Международного валютного фонда, поскольку сотрудничество с МВФ — базовый сценарий для нашей страны».
Валютные резервы снижаются. За март их стало на 5,2% меньше. Около 1,3 миллиарда долларов ушло на выплаты долга. Сейчас резервы покрывают 4,3 месяца импорта и очень хорошо, что до критического уровня, в 3 месяца, еще далеко. Но, с другой стороны, добывать валюту все сложнее: иностранные инвесторы в дверь не ломятся; очередь за украинскими облигациями не стоит; МВФ готов дать денег дешево, но, как всегда, пристает с требованиями. Хорошо, хоть, «заробитчане» никаких реформ не требуют, просто шлют деньги и все. Но, сами понимаете, на одних «заробитчанах» далеко не уедешь, к тому же отправляют они все меньше. Да и те, кто получает эти деньги здесь, глядя на завораживающие перспективы, тратить их тоже не спешат. Так что, повышаться резервам особо неоткуда, а вот выплат по долгам впереди еще очень много.
Интриги в НБУ. Есть один субъективный фактор, который цифрами не подтвердить, но часто именно подобные ситуации становятся причинами разных злоключений на финансовых рынках. Я имею в виду конфликт между «старой» и «новой» командами, который по разным упорным слухам продолжается в НБУ. Мне, честно говоря, абсолютно все равно, кто победит — все кандидаты очень достойные — но не все равно, если война затянется надолго. Ведь воюют эти стороны за себя, а пока идет сражение за шкурные интересы, обладателям этих самых шкур будет сложнее сконцентрироваться на поддержании финансовой стабильности в стране. Да и для наших потенциальных кредиторов интриги в НБУ — это не лучший сигнал.
Есть, конечно, и положительные сигналы. Например, Кабмин прогнозирует, что в этом году экономика будет расти на 4,6%. Это, конечно, не 12,5%, как в Индии, 8,4%, как в Китае или 6%, как в Турции, но тоже достойно! Есть, правда, в этой воображаемой бочке меда, а прогноз — это всегда в какой-то степени игра воображения, ложка дегтя.
Как доказывает история, большинство планов и прогнозов украинской власти почему-то оказываются несбыточными. Может врожденный чиновничий оптимизм мешает, а может раздвоение сознания, ведь как народ прогнозами кормить, так все оптимистично, а как о собственной шкуре речь заходит, то взгляды на финансово-экономические перспективы страны становятся диаметрально противоположными. Сомневаетесь?! Загляните в чиновничьи декларации или в материалы обыска квартиры известного судьи и его брата-разведчика. Сплошь евро да доллары, теперь еще и биткоины! А это верный знак, что случиться может всякое. Только представьте, что американские конгрессмены и руководители ЦРУ все свои заначки перевели в юани, да вложили в акции китайских компаний. Вот бы переполох на финансовых рынках случился!
Мы, конечно, не такие пугливые, как американцы, знаем, чего от наших лидеров ждать можно. Но задуматься стоит. Ведь если те, кто у руля стоят, в гривну не верят, то откуда обычным людям веру черпать?! А когда никто не верит, то до девальвации рукой подать.
И последнее. Если у вас есть сбережения, которые для вас важны в долгосрочной перспективе, то смысла хранить их в гривне нет. Главным образом потому, что заработать, инвестируя в национальной валюте, нет никакой возможности. Никакие из доступных сейчас в Украине финансовых инструментов, ни депозиты, ни ОВГЗ, не обеспечат доходность выше стремительно растущей инфляции и не покроют риски возможной девальвации. А если заработать нельзя и риски высокие, то зачем тогда держать сбережения в гривне?!