Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Policy (США): Украине нужен четкий путь к членству в НАТО

© РИА Новости Михаил Маркив / Перейти в фотобанкНациональный флаг Украины и флаг Организации Североатлантического договора
Национальный флаг Украины и флаг Организации Североатлантического договора - ИноСМИ, 1920, 14.04.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавняя российская агрессия вдоль ее границ показывает, почему Киеву нужны решительные действия со стороны НАТО, утверждает зам премьер-министра Украины. Если сумеете понять смысл первых слов этого анонса в FP, то смело пишите диссертацию. Можно развить тему о результатах агрессии: войска продвинулись по территории РФ!

13 лет назад лидеры стран НАТО на саммите в Бухаресте решили, что Украина и Грузия в какой-то момент в будущем должны стать членами этого альянса. Впервые Североатлантический альянс формально признал перспективы членства для двух постсоветских государств, продемонстрировавших свое желание принять на себя обязанности союзников НАТО. Саммит в Бухаресте, несомненно, стал историческим событием, однако союзники не предоставили тогда Украине и Грузии план действий по членству в НАТО, который ранее использовался при расширении НАТО в Центральной и Восточной Европе.

План действий по членству в НАТО предусматривает обязательства со стороны будущих членов о проведении масштабных реформ. Но в нем также содержится обещание НАТО относительно того, что эти реформы по сути откроют двери, ведущие к членству. Опасения по поводу противодействия со стороны Москвы и дестабилизации региона заставили союзников отказаться в Бухаресте от предоставления Украине и Грузии формального пути, ведущего к членству в НАТО. В ходе горячих дискуссий российский президент Владимир Путин впервые открыто поставил под вопрос государственность Украины — это предупреждение тогда союзники недооценили. Спустя несколько месяцев Москва начала войну в Грузии, и этот сценарий повторился в 2014 году на Украине.

Аналитики спорят о том, что могло бы произойти, если бы союзники по НАТО выбрали другой путь в Бухаресте, однако с того времени геополитическая реальность изменилась. Перспективы пост-западного глобального порядка недавно стали предметом международных дискуссий, а глобальные игроки с различными представлениями о ценностях набирают силу. На постсоветском пространстве обострилась во всех сферах борьба между двумя системами ценностей — демократической и автократической. Исход этой борьбы будет определять международную безопасность.

Россия в настоящее время наращивает военное присутствие близи украинской границы в таких масштабах, что это заставило Украину и международных наблюдателей рассматривать вероятность нового российского наступления. Правительства ключевых стран сделали сильные заявления в поддержку Украины и призвали Кремль остановить агрессию. Однако одних заявлений недостаточно: Украина нуждается в решительных действиях со стороны тех стран, которые привержены демократическим принципам и основанному на правилах порядку.

Скоординированные усилия демократий могут оказаться для них тем единственным способом, позволяющим одержать победу над агрессивной политикой. Будучи заместителем премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, я приветствую инициативу президента Соединенных Штатов Джо Байдена о проведении саммита демократий, а также его приверженность восстановлению и укреплению трансатлантического сотрудничества. Сегодня демократии способны определить траекторию будущего, как это уже было сделано на саммите в Бухаресте в 2008 году.

Чтобы избежать ошибок прошлого, НАТО должна изменить основные принципы своей геополитики. Этот альянс должен сформулировать свою стратегию по России, но не в отношении Украины и Грузии, а вместе с ними. Кроме того, Киев тоже должен находиться за столом переговоров, когда НАТО будет обновлять свою концепцию евроатлантического сотрудничества на следующее десятилетие. Ускорение интеграции Украины в этот альянс должно стать одним из ключевых элементов обновленной стратегии, которая позволит ускорить победу западной демократической системы на постсоветском пространстве.

Современный подход НАТО к Украине, основанный на более глубокой интеграции в обмен на углубление реформ, является недостаточным, и, кроме того, игнорирует гравитационные силы Кремля. Сегодня критическим вопросом является то, как члены НАТО оценивают будущее своего восточного соседа, но альянс уже отстает. У Москвы имеется собственный геополитический сводный план для этого региона, и не только для него, и она систематически реализует его с 1991 года.

Что касается Украины, то у нее нет никаких сомнений относительно своего будущего. В 2008 году лидеры НАТО не согласились одобрить план действий по членству, и произошло это частично потому, что у граждан Украины было двойственное отношение к такому шагу. В тот момент были широко распространены предрассудки в отношении НАТО, которые были сформированы советским режимом и поддерживались Россией. Однако российская агрессия в последние годы заставила украинцев переосмыслить принципы коллективной безопасности. Сегодня большинство украинцев поддерживают интеграцию в НАТО, а правительство страны намерено выполнить волю народа.

Более того, Украина с 2008 года стала необратимо демократической страной и осуществила реформы в стратегических сферах. В стране созданы сильные антикоррупционные институты, энергетический рынок Украины стал совместимым с энергетическим рынком Европейского союза. Кроме того, Украина провела военную, полицейскую, медицинскую и образовательную реформы. Партнеры Киева, включая НАТО, признали достигнутый прогресс. Именно такого рода демократические изменения больше всего раздражают Кремль. Россия не боится иметь общей границы с НАТО, но она боится иметь общую границу с демократией: это реальная угроза ее авторитарному и клептократическому режиму.

Украинцы могут быть разочарованы нерешительностью НАТО, особенно перед лицом их собственного решительного настроя. В конечном счете евроатлантическая интеграция не является наградой за правильные реформы. Это единственный способ для Украины добиться успеха и создать государство, способное защитить своих граждан и свою территорию. На Украине нет никаких иллюзий относительно того, что кто-то другой будет за нас воевать. В то же время четкий путь в направлении членства в НАТО будет ключевым фактором в трансформации постсоветского пространства в пространство безопасное и демократическое.

С учетом институциональной и политической трансформации Украины, лидерам НАТО давно пора начать консультации для того, чтобы наметить путь к членству Украины, как они обещали это сделать в 2008 году. Наша общая цель состоит в том, чтобы противодействовать нашим оппонентам в регионе — авторитаризму и агрессии. Лучший способ для этого — поддержать усилия Украины, направленные на укрепление восточного фланга НАТО, и сделать это с помощью дорожной карты по членству. Если НАТО не хочет уступить России на шахматной доске, этот альянс должен действовать. В конечном счете Москва не пропустит своего хода.

Мир изменился радикально, появились новые угрозы после образования НАТО 70 лет назад. Однако главный рубеж, который защищает этот альянс, — демократия — не изменился, и его защищают вместе Украина и НАТО. Начало переговоров о предоставлении Украине плана действий по членству в НАТО укрепит демократию.

Мы должны действовать решительно и стремиться к тому, чтобы Европа на самом деле могла сказать о себе, что она целая, преуспевающая, свободная и в состоянии мира. Как показали последние 13 лет, геополитика не терпит вакуума идей и решений. Если мы их не предложим, то это сделают наши оппоненты.

Ольга Стефанишина — заместитель премьер-министра Украины по вопросам европейской и трансатлантической интеграции.