Бишкек — Впервые за столетия появился шанс связать Центральную и Южную Азию современными транспортными и энергетическими коридорами через Афганистан. Завершение этих проектов преобразит евразийскую безопасность, значительно повысит региональную экономическую активность, потенциально принесёт, наконец-то, мир в Афганистан. Возможно, они даже позволят возродить Великий шёлковый путь.
Именно поэтому прогресс в планируемых проектах должен интересовать как влиятельных соседей региона — Россию, Китай и Индию, так и США, которые потратили не менее $2 триллионов на Афганистан за последние 20 лет. Тем не менее почти весь мир считает Центральную Азию некой «терра инкогнита» и пока уделяет мало внимания последним значительным событиям в регионе.
К примеру, в феврале министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов посетил три среднеазиатские страны — Казахстан, Туркменистан и Таджикистан — с целью заручиться их поддержкой транспортных проектов с участием Афганистана и стран Южной Азии. Камилов совершал поездку по поручению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который в послании парламенту страны 29 декабря особо отметил в качестве своих главных региональных приоритетов сотрудничество со странами Южной Азии и содействие миру в Афганистане.
Если говорить конкретно, переговоры велись о строительстве железной дороги «Кабульский коридор» от Термеза в Узбекистане до пакистанского города Пешавар через Мазари-Шариф и Кабул в Афганистане. По этой железной дороге может будет перевозить до 20 миллионов тонн грузов в год, при этом отрезок от Термеза до Мазари-Шарифа, построенный Узбекистаном, уже функционирует. Оставшийся отрезок до Пешавара длиной 573 километра должен будет пересечь горный хребет Гиндукуш, где высота горных перевалов превышает 3,5 тысячи метров над уровнем моря. Тем самым эта железная дорога станет одной из самых высокогорных в мире.
Отрезок железной дороги от Мазари-Шарифа до Кабула (предварительная оценка стоимости — $5 миллиардов) будет построен в основном на заёмные средства. В конце декабря Узбекистан, Афганистан и Пакистан совместно обратились к международным финансовым учреждениям за поддержкой этого проекта. Если финансирование будет получено, строительство могло бы начаться уже в сентябре этого года. Благодаря существующим автомобильным дорогам между Мазари-Шарифом и Кабулом, станет возможной доставка оборудования и строительных материалов. Кроме того, узбекские и таджикские линии электропередач, ведущие к афганской столице, располагаются на этом же маршруте, что позволит электрифицировать будущую железную дорогу.
В Пешаваре железная дорога свяжет прибывающие поезда с транспортной системой Пакистана, тем самым соединив центральноазиатские и евразийские сети железных дорог с сетями Южной Азии и обеспечив доступ к пакистанским портам Карачи, Касим и Гвадар. Согласно оценкам экспертов, новая железная дорога сократит время транспортировки товаров из Центральной Азии с 30 дней до 15 и уменьшит транспортные расходы на 30-35%.
Очевидная причина выбора пакистанских портов — а не альтернативных вариантов — в том, что маршрут Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар является самым коротким. Впрочем, есть и более важная причина: «Кабульский коридор», наряду с транспортным коридором Китай — Кыргызстан — Узбекистан, позволит связать четыре экономически мощных евразийских региона (Европу, Китай, Россию и Южную Азию) через Центральную Азию.
Сегодня главный транспортный маршрут из Центральной Азии к южным морям — через иранский порт Бендер-Аббас — уже не считается самым привлекательным. Экономисты подсчитали, что транспортировка контейнера из Ташкента, столицы Узбекистана, до Карачи будет стоить примерно $1400-1600, то есть примерно вдвое дешевле, чем транспортировка из Ташкента до Бендер-Аббаса ($2600-3000). Кроме того, международные экономические санкции против Ирана усложнят реализацию любого проекта в этой стране.
В конце 2020 года началось строительство афганского отрезка в другом мегапроекте, связывающем Центральную и Южную Азию. Это газопровод ТАПИ, названный так в честь четырёх стран, через которые он проходит — Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Газопровод длиной 1814 км пройдёт от газового месторождения Галкыныш в Туркменистане до индийского города Фазилка через Герат и Кандагар в Афганистане и через пакистанские города Кветта и Мултан. Его мощность составит 33 миллиарда кубометров газа в год, а стоимость оценивается в $8-10 миллиардов.
Хотя озабоченность вопросами безопасности долгое время ставила под сомнение жизнеспособность проекта газопровода ТАПИ, сегодня завершение его строительства планируется на декабрь 2023 года. Крайне важно, что 6 февраля высокопоставленная делегация талибов посетила Туркменистан и пообещала поддержать проект. Есть данные, что США, которые давно выступают за строительство этого газопровода, возможно, помогли в организации данной поездки.
Центральная Азия всегда была политически деликатным регионом, частью так называемой «великой шахматной доски», как выразился бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский. И поэтому при реализации подобных крупных проектов всегда следует учитывать геополитическую позицию крупнейших региональных игроков, таких как США, Россия и Китай. Но, по крайней мере, на сегодня каждый из них, похоже, заинтересован в том, чтобы государства Центральной Азии и Афганистан были экономически динамичными и политически стабильными, а не бедными странами, являющимися источником конфликтов.
При всей важности этих новых эпохальных проектов, необходимо продолжать углублять и развивать центральноазиатское сотрудничество. Исторически этот регион добивался наибольшего процветания, выступая в роли «перекрёстка цивилизаций», направляя и преобразуя евразийскую торговлю, а также экономические и культурные силы. Более того, Центральная Азия являлась мировым лидером в экономическом развитии, торговле, технологиях, промышленности и интеллектуальной жизни в период, который считается её золотым веком, когда регион был открыт, динамичен, готов и способен учиться и перенимать опыт у других.
Нет причин, по которым Центральная Азия не могла бы вновь добиться успеха. Благодаря открытому регионализму, жители Центральной Азии находили множество причин для сотрудничества на протяжении столетий. Возврат региона к подобной роли стал бы хорошей новостью для всего мира, которая заслуживает внимания его лидеров.
Джоомарт Оторбаев — премьер-министр Кыргызстана в 2014-15 годах.