Киев выразил свою обеспокоенность в связи с крупнейшим наращиванием российских войск вдоль украинской границы с 2014 года, когда Москва аннексировала Крым. Многие задаются вопросом, не готовится ли Москва совершить еще один подобный рывок вглубь украинских территорий.
За последние несколько недель выросла интенсивность столкновений в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины, где правительственные войска ведут борьбу с поддерживаемыми Россией сепаратистами.
Киев сообщил, что Россия собрала более 40 тысяч своих военнослужащих у восточной границы Украины и более 40 тысяч военнослужащих в Крыму. Этот резкий рост численности российского военного контингента у границ Украины заставил госсекретаря США Энтони Блинкена (Antony Blinken) предупредить Россию, что Москва столкнется с «последствиями», если будет действовать «бездумно или агрессивно».
Между тем министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба обвинил Россию в том, что она «открыто угрожает» его стране войной, и предупредил в четверг, 15 апреля, что, «если Россия перейдет красную линию, то ей придется пострадать».
Несмотря на рост напряженности, эксперты считают, что вероятность массового вторжения в ближайшее время мала.
Глава Европейского командования ВС США генерал Тод Уолтерс (Tod Wolters) предупредил конгрессменов в четверг, 15 апреля, что риск того, что Россия вторгнется на территорию Украины в ближайшее время, оценивается на уровне «между низким и средним».
«Мне кажется, судя по тому, что я сейчас наблюдаю, вероятность такого развития событий начнет снижаться», — сказал генерал Уолтерс, выступая на заседании комитета Сената по делам вооруженных сил в Вашингтоне. Он добавил, что такой его вывод основан на расположении российских войск.
Марк Галеотти, эксперт по России и почетный профессор Школы славянских и восточноевропейских исследований, отметил, что, несмотря на наращивание российских сил у границы, сейчас там нет ключевой материально-технической базы, необходимой для осуществления полномасштабной наступательной операции.
«Это не исключает вероятности того, что сегодня днем они начнут наращивать свои силы и средства еще больше».
«Однако это все же позволяет нам предположить, что происходящее не является прелюдией к масштабной атаке, которая позволит России захватить сухопутный коридор, ведущий в Крым, или к другим кошмарным сценариям, которые выдвигают некоторые эксперты», — сказал Галеотти в интервью Newsweek.
Он склоняется к менее жестким сценариям. К примеру, Россия может увести свои войска спустя две недели, «успешно продемонстрировав, что она может очень быстро мобилизовать свои силы».
Другой сценарий сводится к тому, что российские войска не стремятся оккупировать новые территории, а хотят «просто наказать украинские силы».
«Это силовая дипломатия в самом жестком ее проявлении, и худшее, чего мы можем ожидать, — это рост интенсивности боевых действий вдоль линии соприкосновения. Однако нет ничего удивительного в том, что люди опираются на наиболее пессимистичные сценарии», — объяснил Галеотти.
Россия настаивает, что перемещение войск внутри ее территории — это ее внутреннее дело. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что оно является частью учений по повышению боеготовности на фоне того, что он охарактеризовал как угрозы со стороны НАТО.
В апреле вдоль границы обычно наблюдается рост напряженности, чему способствует наступление тепла после зимы, и вдоль линии соприкосновения могут время от времени происходить стычки.
Тимоти Фрай (Timothy Frye), автор книги «Слабый диктатор: границы власти в путинской России» (Weak Strongman: The Limits of Power in Putin's Russia), сказал, что российской общественности «нет аппетита» к конфликту на востоке Украины, особенно с учетом того, что Кремль ранее делал все возможное, чтобы дистанцироваться от гибели поддерживаемых Москвой бойцов в этом регионе.
«Российская общественность с большой опаской относится к перспективе любого участия российских военных в делах востока Украины. Если станет известно о людских потерях, это может привести к крайне негативной реакции», — сказал он в интервью Newsweek.
«Более вероятный сценарий — введение российских миротворцев под предлогом необходимости защитить российских граждан, которые получили паспорта от российского правительства и которые живут на территориях, контролируемых сепаратистскими силами».
«Это такая тактика, которую можно будет представить российской общественности в выгодном свете и которая будет представлять собой более скромный шаг вверх по лестнице эскалации, нежели полномасштабное вторжение», — сказал Фрай, который возглавляет факультет политологии Колумбийского университета.