Прокуратура Москвы объявила, что будет добиваться признания Фонда борьбы с коррупцией* (организация, признанная в России иностранным агентом — прим. ред.) Александра Навального и его региональных политических штабов «экстремистскими организациями», то есть, фактической ликвидации политической организации оппозиционера, находящегося в российской колонии.
Это самое масштабное наступление на сторонников Навального с момента вынесения Навальному приговора в виде лишения свободы на два с половиной года по обвинению в растрате и ареста его главных соратников по различным обвинениям после массовых протестов, прошедших в январе и феврале.
В документе, опубликованном в пятницу вечером, прокуратура заявила, что подала в суд иск о признании ФБК и штабов Навального экстремистскими организациями, которыми обычно признают организации, совершающие насильственные преступления, такие как «Аль-Каида» (организация, запрещенная в РФ — прим. ред.) или «Аум Синрике» (организация, запрещенная в РФ — прим. ред.). Прокуратура считает, что ФБК и штабы Навального «создают условия для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария „цветной революции"».
Цветные революции были продемократическими восстаниями в бывших советских республиках в середине 2000-х годов, которые теперь в России считаются государственными переворотами, совершаемыми при поддержке Запада. Организации Навального подвергают резкой критике Владимира Путина и его правительство, но к вооруженному восстанию с целью свержения Кремля не призывают.
Если такое решение будет принято, оно фактически разорвет связь Навального с его сторонниками в регионах и даже с его финансовыми спонсорами, многим из которых может грозить уголовная ответственность за финансирование экстремистской организации, если они продолжат оказывать ей финансовую помощь.
«Ну что же. По ФБК и штабам решили проехаться катком. Мы не сдаемся», — написал в Твиттере директор ФБК Иван Жданов. В своем заявлении он написал: «Фактически, Кремль только что потребовал признать экстремистами всех, кто с ним не согласен… Совершенно очевидно, что новая атака Кремля связана с готовящимся митингом и с выборами в сентябре».
Леонид Волков, еще один близкий соратник Навального, заявил, что опубликованный в пятницу вечером пресс-релиз, является «тестированием общественного мнения», и призвал сторонников Навального сделать все, чтобы их голоса услышали.
Прокуратура заявила, что обратилась в суд с исковым заявлением о признании организаций экстремистскими, и если оно будет удовлетворено и поддержано в апелляционном порядке, это позволит властям подвергать штрафам и лишению свободы членов организаций, поддерживающих Навального.
В пятницу к двум годам лишения свободы был приговорен бывший оператор ФБК Навального по обвинению в экстремизме за публикацию двух твитов с использованием нецензурных выражений, в которых он назвал главных кремлевских чиновников «не достойными жизни». Твиты были опубликованы после самосожжения региональной журналистки, совершившей это в знак протеста, и погибшей.
В заявлении прокуратуры также говорится, что Фондом и штабами Навального «осуществляется деятельность иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной». В заявлении движение Навального, по сути, названо прикрытием для продвижения интересов Запада.
Политическая организация Навального за последнее десятилетие превратилась из одинокого блогера ЖЖ, «неудобного» возмутителя спокойствия, в «партизанский» коллектив журналистов, оппозиционный центр расследований и штаб по разработке предвыборной стратегии, пытающийся отстранить от власти партию «Единая Россия», лишив ее голосов и направив их в пользу ее наиболее вероятных оппонентов.
Фонд борьбы с коррупцией вызывает раздражение у представителей российских элит, публикуя результаты расследований об их дорогих часах, прогулках на яхте, тайных любовных свиданиях, о госзакупках по завышенным ценам и других видах коррупции в правительстве, которая, по словам Навального, характеризует эпоху Путина.