Россия сосредоточила у украинских границ и в оккупированном Крыму огромные военные силы, на чем акцентировал внимание Пентагон. При этом советники лидеров стран «Нормандского формата» (Украина, Германия, Франция, Россия), которые провели 19 апреля заседание в режиме видеоконференции, не достигли какого-либо прорыва по «донбасскому кейсу».
Когда ожидать и ожидать ли обострения? Чего добивается Кремль? Готов ли он к большой войне? Для «Телеграфа» ситуацию проанализировал политтехнолог, эксперт Центра противодействия информационным агрессиям «AM&PM» Александр Курбан.
По мнению нашего собеседника, кульминация нынешнего обострения вокруг военно-политического российско-украинского конфликта, по всей видимости, будет иметь место 21 апреля, в момент выступления президента РФ Владимира Путина в Федеральном собрании. К слову, военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов заявил «Телеграфу», что в этот день может быть заявлено о подписании нового союзного договора между Россией и Беларусью.
«Обращение Путина — это будет помпезное мероприятие с участием глав российских регионов и членов обеих палат парламента, на котором президент обозначит перспективы развития страны на ближайший год. Ожидается, что именно в этот день кремлевский лидер даст окончательный ответ о том, какие планы он имеет в этом году в отношении оккупированных территорий Донбасса и Украины в целом. В его речи, по всей видимости, прозвучат прямо или завуалированно, предложения по деэскалации. Точнее это будет цена, которую Украина и ее западные союзники, по мнению Путина, должны будут заплатить за отвод российской армии от украинской границы», — отмечает эксперт.
Александр Курбан акцентирует, что практически все стороны переговорного процесса уже высказали свои позиции. Украина продемонстрировала свою готовность
«По своему накалу нынешняя ситуация напоминает 2014 год. Именно тогда российско-украинский конфликт поднимался до такого уровня опасности открытой войны. Но между той и нынешней ситуацией есть большая разница, — считает Александр Курбан. — Сегодня потенциальные возможности РФ уже не такие, как семь лет назад. Большую войну Кремль не потянет, а локальные действия в виде операции принуждения к миру или введение „миротворцев", как это было в своё время в Приднестровье, Абхазии и Осетии, коренным образом ситуацию не изменит».
Эксперт уверен: всё, что может себе позволить сегодня руководство России — блеф, шантаж и пустая риторика, ориентированные, прежде всего, на собственное население.
«Именно своих граждан сегодня руководство Кремля боится больше, чем санкций или военной угрозы Запада. По логике властей, россиянам в преддверии очередных выборов в Госдуму нужно объяснить, почему они так плохо живут и кто в этом виноват. Отвлечь их внимание от экономического падения и социального кризиса. Именно это обстоятельство и есть главная цель нынешнего международного обострения», — считает Александр Курбан.