Суд присяжных Миннеаполиса во вторник признал бывшего полицейского Дерека Шовена (Derek Chauvin) виновным по всем трем пунктам обвинения в смерти Джорджа Флойда в мае прошлого года. Одна часть американцев вздохнула с облегчением от того, что справедливость в деле Флойда восторжествовала, а другая — что беспорядки, которых многие опасались в случае хотя бы частичного оправдания, миновали.
Мы пришли к выводу, что суд присяжных и система правосудия сработали лучше, чем политические критики предсказывали или вели себя сами, — потворствуя буйным протестам и требуя обвинительного приговора заочно.
Большинство американцев видели хотя бы некоторые из тревожных видеозаписей гибели Флойда в окружении Шовена и других полицейских Миннеаполиса у патрульной машины. Обвинив Шовена в убийстве второй степени, присяжные определили, что смерть Флойда в значительной степени вызвана его действиями. Необязательно намеренными — достаточно было установить, что смерть наступила в результате нападения при отягчающих обстоятельствах.
Инцидент начался с того, что полиция арестовала Флойда по подозрению, что тот расплатился за сигареты фальшивой купюрой. Похоже, он употреблял наркотики, и полицейские попыталась усадить его в заднюю часть своей машины. Он отчаянно сопротивлялся и просил, чтобы его посадили на землю. Тогда полицейские уложили его на живот, сдавив ему шею и верхнюю часть спины. Это продолжалось в течение девяти минут, даже после того, как он обмяк.
Привлеченные эксперты разошлись во мнениях по поводу причины смерти Флойда. Самой явной из них кажется полицейский захват, но защита указала на тяжелый порок сердца Флойда вкупе с тем, что он недавно употреблял фентанил и метамфетамины, которые могут повредить сердечно-легочную функцию. При этом свидетели обвинения заявили, что Шовен нарушил стандартную полицейскую процедуру.
Суд присяжных, куда вошли представители всех рас, похоже, не сомневался и вынес вердикт всего через десять часов обсуждений. Обвинение в убийстве второй степени, самое суровое, предусматривает максимальное наказание до 40 лет лишения свободы. Если приговор не отменит апелляционная инстанция, 45-летний Шовен, скорее всего, проведет за решеткой более десяти лет.
Было бы хорошо, если это заставит задуматься всех тех, кто пытался воспользоваться убийством Флойда в политических целях. Но это вряд ли произойдет. Уже после оглашения приговора комментаторы рукоплескали присяжным, заявив, что их вдохновили прошлогодние беспорядки в американских городах.
Не факты. Не закон. Но противозаконные протесты. Если многие американцы действительно считают, что обеспечить справедливость в стране может лишь беспредел на улицах, то этот приговор ничего не значит, и нас ждут новые, еще бóльшие волнения.
А вообще дело еще не окончено. Позже в этом году перед судом предстанут коллеги Шовена. И адвокаты Шовена обязательно воспользуются политической атмосферой как основанием для апелляции.
Кроме того, дом одного из свидетелей защиты стал жертвой вандализма, — это могло бы отвадить некоторых присяжных от оправдательного приговора. Гражданское дело с родственниками Флойда город урегулировал без участия присяжных. Судья Питер Кэхилл (Peter Cahill) заявил в понедельник, что призыв члена Палаты представителей Максин Уотерс (Maxine Waters) на выходных к протестующим вступить в случае оправдательного приговора в «противоборство» может быть основанием для аннулирования судебного процесса.
По мере разбирательства политики и медиаэлиты должны успокаивать нервы, а не бередить их. Приговор показал, что в правовой системе не царит систематический расизм, а превысивший свои полномочия полицейский будет признан виновным. Задача, как всегда, — чтобы полиция защищала общественный порядок и невиновных, одновременно наказывая тех, кто злоупотребляет властью. Американское правосудие несовершенно, но работает.
Комментарии читателей:
Kevin Nedd
Справедливость восторжествовала.
Steven Way
Мне тошно оттого, что эта газета согласились с вердиктом, это непростительно.
Дерек Шовен посвятил жизнь правоохранительным органам и защите законопослушных граждан. А теперь из-за одного сомнительного момента в его карьере на него ополчился весь мир.
Даже при том, что его «жертва», преступник-рецидивист, принимала незаконные и смертельные наркотики и сопротивлялась аресту.
Никакая справедливость в деле Шовена не восторжествовала.
Но Америка, которую я знаю, когда-нибудь преодолеет удивительную предвзятость миннесотского судилища против полицейских. И вернет себе здравомыслие.
Daniel Whitworth
Может, копам заниматься лишь теми инцидентами, где преступники одного с ними цвета кожи? Как вам такая реформа?
Bruce Rado
Может, просто не убивать всех подозреваемых подряд, а?
David Remmler
Правосудие не восторжествовало. Это был враждебный процесс с пристрастными присяжными. И еще было запугивание со стороны толпы, СМИ и политиков. Есть много оснований для пересмотра дела.
А комментарий Байдена во время обсуждения присяжных вовсе возмутителен — это, считай, запугивание присяжных. После приговора он тоже высказался бесчестно и разжигал рознь, безосновательно рассуждая о расизме и намекая на то, что расистская полиция угрожает жизням чернокожих.
Mo Ludan
Когда коп говорит: «Стоять!», ты встаешь. А не показываешь ему средний палец. Почему? Это закон, дурачок!
David Solak
Нелепая тирада Нэнси Пелоси с благодарностями Джорджу Флойду за то, что он отдал свою жизнь, была вовсе невыносимой. Никакой он не мученик, а преступник и наркоман.
Но попался невежественный и жестокий полицейский. А теперь обвинение и вовсе обжалуют из-за Максин Уотерс. Хотел бы я, чтобы этот печальный эпизод закончился, но, увы, этого не будет.
Hubertus Schmeltz
«Уолл-стрит джорнэл» как всегда пытается захлопнуть калитку, когда лошадь уже смылась из загона.
Stephen Gardner
Наш Великий кормчий только и знает, что повторять последние капризы толпы — с нравоучениями и елейным самодовольством, которое ему так удается. Это его фирменный почерк.
Don Hansen
Столь суровое наказание неоправданно.
Основными причинами смерти стали проблемы со здоровьем, злоупотребление наркотиками и драка с полицейскими. Коп наверняка давил его коленом дольше положенного, — но гораздо проще быть кухонным полицейским и раздавать непрошеные советы, чем работать в пылу борьбы, когда на тебя прет разъяренная толпа.
Вот увидите, Миннеаполис и другие гнезда «прогрессистов», разогнав своих полицейских, как миленькие побегут в другие города — более здравомыслящие, порядочные и цивилизованные.
Patrick Hanrahan
Максин Уотерс, запугивание свидетелей и комментарии президента превратили суд в издевательство. Отвратительно.
James H
Интересно, почему системный расизм отрицают одни белые?
А те, кто считают, что он есть, — в основном черные или коричневые?