Когда полковник украинских ВВС Юлий Мамчур в 2014 году попытался отразить российскую атаку на свою базу на Крымском полуострове, оказалось, что его войска слишком плохо экипированы для такой миссии.
«Мы месяц простояли в окружении хорошо вооруженных элитных войск. А у нас для защиты авиабазы были только пистолеты и три пулемета», — вспоминал Мамчур.
Жалкое состояние украинских вооруженных сил стало очевидным семь лет назад, когда Россия захватила Крымский полуостров, а затем спровоцировала сепаратистскую войну на востоке Украины, в Донбассе.
У солдат не было бронежилетов, им полагались лишь советские каски, не способные остановить пулю. Танки и другая бронетехника были непригодны к использованию из-за отсутствия запчастей и нехватки топлива.
Недавно Россия стянула около 110 тысяч военных к восточной границе Украины и на оккупированный Крымский полуостров. Но теперь у Киева есть более многочисленные, профессиональные и опытные вооруженные силы, которые вполне способны противостоять российским войскам, если не победить их.
«Мы готовимся к наступлению врага с 2014 года, — заявил на этой неделе министр внутренних дел Арсен Аваков, посетив с инспекцией хорошо финансируемую украинскую Национальную гвардию. — И я хочу, чтобы агрессор понял: нападение на Украину не будет легкой прогулкой, это будут огромные потери для того, кто решит зайти на нашу землю без нашего согласия».
Трудно понять, каковы военные намерения России, которая в среду приказала войскам у границ вернуться на базы. Но аналитики, а также украинские и западные официальные лица говорят, что рост военного потенциала Киева поднял цену, которую России пришлось бы заплатить за вторжение. Президенту Владимиру Путину придется учитывать этот фактор, обдумывая эскалацию любого рода.
Проблемой для Кремля станет и отсутствие общественной поддержки, считает один европейский дипломат. Он указал, что, хотя россияне и одобрили аннексию Крыма, к Донбассу они менее привязаны.
В годы, предшествовавшие агрессии Москвы в 2014-м, украинские вооруженные силы по вине прокремлевского президента Виктора Януковича страдали от острой нехватки ресурсов. Но, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, расходы Украины на оборону с 1,6% ВВП в 2013 году увеличились до 3,4% ВВП в 2019 году. Численность войск очень выросла.
По оценкам Александра Данилюка, который в 2014 году был советником украинского министра обороны, а ныне работает в киевском Центре оборонной реформы, у Украины сейчас около 250 тысяч действующих военнослужащих (по оценкам Международного института стратегических исследований — 209 тысяч) и 1 миллион военных запаса, 250 тысяч из которых — с боевым опытом. Сравните это с 60 тысячами боеспособных солдат в 2014 году.
По словам пресс-секретаря НАТО Оаны Лунгеску (Oana Lungescu), украинский сектор безопасности и обороны за последние семь лет «проделал большой путь». Она отмечает прогресс украинцев в таких областях, как военное планирование и образование.
Украинских военнослужащих тренируют союзники, например, США, Канада, Великобритания и Литва, в то время как НАТО сосредоточилась на развитии потенциала командования и управляемости, а также усовершенствовании коммуникации.
«В 2014 году Украину застигли врасплох, военные были плохо обучены, плохо экипированы, коррупция была жесточайшей, — говорит Йохан Мишель (Yohann Michel), оборонный аналитик Международного института стратегических исследований. — Один из самых важных эффектов обучения — моральный дух. Все, что вы делаете для того, чтобы вооруженные силы чувствовали себя профессионально, приведет к тому, что они и действовать будут более профессионально».
Все эти усилия вписываются в более масштабный план Киева, стремящегося соответствовать стандартам НАТО, чтобы в конечном итоге вступить в альянс.
«Конечно, все эти улучшения предпринимаются для того, чтобы модернизировать вооруженные силы и повысить профессионализм военных, но также и для того, чтобы приблизиться к цели — вступлению в НАТО», — объясняет Сара Лэйн (Sarah Lain), эксперт по Украине из Королевского объединённого института оборонных исследований.
Киев вложился и в технику. Танки и артиллерию советских времен отремонтировали. Разработано или получено от Запада новое высокоточное оружие, включая более трех сотен противотанковых ракет 300 Javelin из США. Ракетные системы модернизированы.
Два года назад Украина приобрела у Турции шесть беспилотников Bayraktar TB2 — ими пользовался Азербайджан, чтобы одержать победу над Арменией в прошлом году во время конфликта в Нагорном Карабахе. Сейчас Украина ведет с Турцией переговоры о приобретении еще 48 штук.
Использование дронов для разведки и небольших атак — для Киева один из способов компенсировать недостатки устаревшей авиации. Но Мишель из Международного института стратегических исследований предостерегает, что Россия будет готова применить технологии создания радиопомех и средства обороны от беспилотников.
«Как и „Джавелины", эти дроны не изменят общего баланса сил в конфликте и, вероятно, Россию не сокрушат», — считает он.
Также Киеву не хватает комплексных средств защиты от беспилотных летательных аппаратов и авиации, и он пока что не убедил США помочь ему восполнить этот пробел с помощью систем ПВО Patriot.
Однако западные союзники, в том числе США и Великобритания, помогают со сбором данных и наблюдениями, которые сейчас жизненно важны. С тех пор как Москва в прошлом месяце начала разворачивать войска у границ, самолеты-разведчики активно действуют в воздушном пространстве над этими территориями.
«Это дает украинцам уверенность и обеспечивает разведданные, а Москве посылает сигнал, что мы знаем, где ее военные и чем они занимаются», — сказал западный военный чиновник.
Джеймс Шерр (James Sherr), старший научный сотрудник Эстонского института внешней политики при Международном центре обороны и безопасности, предостерегает, что, даже если украинские вооруженные силы получат современную технику и экипировку, это не устранит их основные слабые места, поскольку они противостоят «одному из лучших в мире экспертов по современному высокомобильному ведению войны с комбинированием всех типов войск».
«Украинские войска к такому не готовы, и ресурсов у них для этого нет», — утверждает Шерр.
По словам Данилюка, у России достаточно военной мощи, чтобы «начать масштабную агрессию» и захватить территории, которые позволят восстановить водоснабжение Крымского полуострова. «Но готова ли она заплатить за это определенную цену?»
«На этот раз прогулка для России не будет легкой… Будут десятки тысяч жертв», — заявляет Мамчур, который сейчас в запасе, но готов в любой момент снова отправиться на службу.