Переговоры российского и украинского президентов должны пройти на нейтральной полосе, идеальное место — мост в Станице Луганской.
Противники Зеленского будут оценивать негативно что угодно, что бы он ни делал и ни говорил, в том числе и его обращение к Путину и приглашение встретиться в Донбассе. А тема Донбасса и отношений с Россией всегда очень контроверсионная, по ней единодушия не будет: одни будут требовать «мира любой ценой», другие будут критиковать какие-либо переговоры с Москвой.
Обращение Зеленского было своевременным в условиях, когда сохраняется напряженность на украинской границе и растет концентрация российских войск. В последние дни множество политиков, экспертов и журналистов говорили о том, что нужна публичная позиция президента по происходящему. Так что было просто необходимо поговорить об этом президенту, отметить риски и угрозу со стороны России.
Приглашение Зеленского на переговоры, адресованное Путину — правильный шаг.
Если даже президент США Байден предлагает Путину встретиться ради обсуждения вопросов Украины (да, не только по этому поводу, но, в первую очередь, по украинскому вопросу), то нам самим это нужно еще больше. Переговоры — это всегда лучшая альтернатива войне. Попытка перейти в переговорный режим — это способ снижения рисков российской агрессии.
Зеленский в обращении неоднократно отметил, что Украина будет защищаться и не допустит повторения событий весны 2014-го (имелась в виду сдача Крыма без боя). Он подчеркнул, что мы будем защищаться и воевать за свою страну. И это правильно, ведь это в том числе и сигнал для украинцев, которые готовы защищать свою страну, и сигнал для россиян, что мы не будем сидеть, сложа руки, а будем обороняться.
Однако лучше переговоры, нежели война. Потому-то Зеленский и предложил Путину встретиться.
Это предложение было своевременным, поскольку сделано оно было как раз накануне традиционного ежегодного обращения Путина к Федеральному собранию, в котором не могло обойтись без упоминания украинской темы. Со стороны Зеленского это был способ вызвать Путина на публичную дискуссию. Ведь украинская сторона ранее обращалась к россиянам с призывом немедленно провести переговоры, но Москва проигнорировала это. Даже в нормандском формате Путин игнорирует прямые переговоры с Зеленским. Таким образом, Зеленский через публичное пространство бросил Путину вызов.
Однако в данном обращении Зеленского содержался один рискованный момент — он сказал, что готов встретиться в любом месте в Донбассе. Этой формулировкой Москва может воспользоваться и предложить неприемлемые для нас локации — на территории ОРДЛО. А переговоры ни в коем случае нельзя проводить на неподконтрольной Украине территории по разным причинам: и исходя из соображений безопасности, и исходя из недопустимости проведения встреч на чужой территории, т.к. это ослабляет наши позиции. Это точно будет использовано для провокации против Украины и Зеленского. К тому же, это будет способ признания «ЛНР» и «ДНР». На мой взгляд, такой локацией может быть нейтральная полоса, например, шикарное и очень символичное место — мост в Станице Луганской.
Впрочем, сомневаюсь, что Путин согласится на эту встречу. Он будет выдерживать паузу: сначала будет решаться вопрос о встрече с Байденом, и от нее многое будет зависеть.
Так что вызов Путина на переговоры именно таким образом — это был эмоционально сильный тактический прием Зеленского. Фактически это провоцирование Путина на ответ («хочешь общаться — давай, я тебя вызываю на разговор»), это вызов на переговорный поединок. Посмотрим, ответит ли Путин, а если ответит, то как.
Что касается того, допустима ли встреча Путина и Зеленского без посредников, то это старая страшилка. Посредники ведь нужны на таких встречах не для того, чтобы контролировать переговорный процесс и сказанное Зеленским или Путиным — они нужны для поиска компромиссных вариантов, потому что украинскому и российскому руководителям будет сложно договориться один на один. Опыт это уже доказал, попытки были.
Путин — опытный политик и государственный деятель, который уже 20 лет руководит Россией. В этом смысле у него, безусловно, есть преимущество перед Зеленским, у которого и опыта, и компетенции недостаточно. Но переговоры между Украиной и Россией не ведутся один на один — как правило, они проходят при участии советников, и Зеленский, безусловно, опирается на их позицию.
Так же, к слову, было и во время визита Зеленского в Париж в 2019 году, куда на самом деле поехала большая украинская делегация: министр обороны, министр внутренних дел, представители офиса президента, руководство Нафтогаза. Тогда же в Париже была двусторонняя встреча Зеленского и Путина, но на ней присутствовали и ближайшие советники.
Потому по этому поводу переживать не стоит, тут нет ни «зрады», ни «перемоги» — истина посередине.
Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»