Едва президент США был утвержден в должности, как председатель ХСС Маркус Зёдер (Markus Söder) написал в Твиттере: «Трансатлантический мост строится заново». Теперь же, несмотря на облечение, которое принес всем политический стиль настроенного на сотрудничество Байдена, становится ясно, что и на этом мосту будет по-прежнему действовать правило «Америка прежде всего».
Одно из последних доказательство — почти готовый газопровод «Северный поток — 2», на котором из-за усиливающегося напряжения в отношениях с Россией все больше сосредотачивается правительство США. В результате правительство Германии оказывается в ситуации цугцванга.
Американцы «любой ценой» намерены угробить газопровод, протянувшийся от России до Германии, на этом настаивают Байден и некоторые другие ведущие политики США. И чем сильнее становятся трения с Россией, усугубившиеся после ареста оппозиционера Алексея Навального и стягивания российских войск на границу с Украиной и в Крым, тем больше усугубляется давление США на правительство ФРГ.
Из-за жесткого курса США фракции Большой коалиции понимают, что газопровод длиной 1200 километров можно будет достроить, только заплатив высокую — возможно даже слишком высокую — внешнеполитическую цену.
И поэтому нужен план Б. В ХДС раздается все больше голосов в пользу временной заморозки строительства. А в СДПГ считают, что строительство можно увязать с политическими требованиями к России.
«Нам нужно решение, которое позволило бы сохранить лицо всем сторонам. Мораторий мог бы стать таким решением», — сказал в интервью газете Die Welt Родерих Кизеветтер (Roderich Kiesewetter), депутат бундестага от ХДС, специализирующийся на внешней политике.
Руководство СДПГ поддерживает газопроводный проект
Ранее многие политики из ХДС высказывались в пользу такого моратория. Среди них — министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer) и координатор правительства по трансатлантическому сотрудничеству Петер Байер (Peter Beyer). Однако большинство членов фракции, в том числе и такие политики, как Кизеветтер, были в этом вопросе настроены скептически. Сейчас же некоторые из них склонны изменить свое мнение.
Внешнеполитический спикер фракции СДПГ в бундестаге Нильс Шмид (Nils Schmid) объясняет: «Я не вижу возможности остановить проект сейчас, практически накануне завершения. Кроме того, сомнительно, что можно за такое короткое время организовать политическую поддержку. Но можно увязать эксплуатацию „Северного потока — 2" с определенными условиями. Это надо обсудить».
До сих пор СДПГ довольно сплоченно выступала за газопровод, по которому ежегодно в Европейский союз должно будет поступать еще 55 миллиардов кубических метров газа. Среди сторонников проекта — премьер-министры некоторых земель Восточной Германии, а также министр финансов и кандидат на пост канцлера Олаф Шольц (Olaf Scholz) и сопредседатель СДПГ Норберт Вальтер-Борьянс (Norbert Walter-Borjans).
Премьер-министр Мекленбурга-Передней Померании Мануэла Швезиг (Manuela Schwesig), тоже из СДПГ, активно участвовала в создании так называемого Фонда защиты окружающей среды, цель которого на самом деле — поддержать газопровод, который выходит на сушу в Лубмине недалеко от Грайфсвальда.
А Совет директоров проектной компании Nord Stream возглавляет, как известно, экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер (СДПГ).
То, что теперь СДПГ выдвигает требование увязать эксплуатацию газопровода с политическими условиями, которые в зависимости от политической ситуации могут быстро привести к фактическому замораживанию проекта, свидетельствует об изменении тона партии. А ведь еще совсем недавно экс-председатель партии Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) говорил, что с точки зрения европейского суверенитета «Северный поток —2» абсолютно не касается США.
Для США — опасный «геополитический инструмент»
В отличие от Дональда Трампа, боровшегося с подводным газопроводом из России в Мекленбург-Переднюю Померанию в том числе и для того, чтобы без особых помех продавать европейцам американский сжиженный газ, Байдена и целый ряд влиятельных американцев заботит не только энергетическая политика. Они прежде всего хотят получить еще один инструмент, с помощью которого можно будет держать Россию в рамках. «Северный поток — 2» для Вашингтона — один из факторов геополитики.
Влиятельные члены Конгресса видят в «Северном потоке — 2» не только опасность для Европы, но и серьезную угрозу американским интересам безопасности. Достроив газопровод, Россия получит в руки «геополитический инструмент» — об этом предостерегают сенаторы республиканец Джеймс Риш (James Risch) и демократ Джин Шейхин (Jeanne Shaheen). Сенаторы написали в письме в Берлин, что газопровод «привяжет» Европу к российскому газу и «в следующие 40 лет» превратит ее в объект политического давления.
Спустя всего несколько дней депутаты Конгресса республиканец Майкл Маккаул (Michael T. McCaul) и демократ Марси Каптур (Marcy Kaptur) написали в письме госсекретарю Энтони Блинкену (Antony Blinken): «В случае завершения строительства „Северный поток — 2" даст правительству Путина возможность и дальше использовать энергетические ресурсы России для политического давления на Европу». И далее: необходимо «противодействовать злонамеренному влиянию России, в том числе исключив завершение строительства „Северного потока — 2" и в будущем». Оба письма имеются в распоряжении газеты Die Welt.
Канцлер Ангела Меркель долгое время называла миллиардный проект чисто экономическим предприятием, так что у федерального правительства не было причин вмешиваться. Но, конечно, газопровод — это в высшей степени политический фактор.
В том числе и потому, что не только в США, но и повсеместно в Европе он наталкивается на критику. Критикуют в первую очередь правительство ФРГ, а не компаний — участниц проекта, такие как российский Газпром или западные Wintershall, Uniper и другие, которые хотя уже и не имеют долей в проектной компании, но все равно задействованы в предприятии.
Все институты ЕС отвергают «Северный поток — 2» как проект, несовместимый с общей энергетической политикой Европы, а прибалтийские государства, Украина и Польша чувствуют себе в прямом смысле слова обойденными. Южные европейцы обижаются на правительство ФРГ, которое держится за «Северный поток — 2», хотя отвергло его южный вариант — «Южный поток». Франция недавно призвала немцев заморозить проект. Кроме того, против него яростно выступают экологи, а экономисты сомневаются в его экономической целесообразности.
«Сигнал российскому правительству»
Мораторий может стать решением дилеммы, считает группа Кизеветтера. И, кроме того, политическим сигналом. «Мораторий дал бы понять российскому правительству, что мы не будем мириться с такими вещами, как арест Алексея Навального, поведение русских на востоке Украины или аннексия Крыма», — сказал депутат бундестага от ХДС.
Правда, он осознает, что такое решение будет связано с проблемами. «Ясно, что такой мораторий не пройдет нам даром, следствием будут выплаты неустоек, которые придется взять на себя федеральному бюджету».
Стоимость проекта оценивается в сумму более 10 миллиардов евро, к настоящему моменту подводная труба готова на 95%. Если же её не достроят, то могут возникнуть требования по возмещению убытков, которые также будут измеряться миллиардами — таково мнение экспертов. И это будут деньги налогоплательщиков. Сторонникам такого решения ясно, что в год важнейших выборов подобное будет воспринято без восторга. «Альтернативой мораторию мог бы стать следующий выход: газопровод достроят, но российский газ по нему не пустят, пока остаются нерешенными внешнеполитические вопросы. То есть вступит в действие механизм отключения», — предлагает Кизеветтер.
Такая позиция политика из ХДС недалеко ушла от представлений внешнеполитического эксперта из СДПГ Шмида: «Такое решение не заставит нас торопиться. Время начнет поджимать, только если нашей целью будет остановка строительства».
«Кроме того, государству не придется разбираться с непомерными требованиями по возмещению убытков, которые непременно будут ему грозить в случае введения моратория. Если же возникнут требования относительно эксплуатации и они будут иметь внешнеполитическую мотивацию, то всегда можно будет сослаться на санкционное законодательство». Таким образом, у компаний не будет возможности требовать компенсаций.
Какие альтернативы есть у «Северного потока — 2»?
Получит ли этот курс СДПГ одобрение большинства, неизвестно. В министерстве экономики под руководством ХДС о подобных инициативах даже слышать ничего не хотят. Там говорят, что федеральное правительство не является участником договора о «Северном потоке — 2» и не может определять, при каких условиях газ пойдет по трубе и будет использоваться дальше. Размышления о «фактической конфискации имущества» окажут фатальное воздействие на инвесторов и места расположения объектов газопровода. Альтернативой планам прекращения строительства должны стать переговоры с американцами и другими партнерами об «энергетическом партнерстве», трансфере технологий для развития возобновляемых источников энергии в США или об инвестициях в газовую сеть Украины.
Эксперт во внешней политике Шмид предлагает сначала выяснить намерения правительства США и прийти к соглашению в вопросе, «стоит ли нам вообще использовать энергетическую политику в качестве санкционного механизма против России. И какие цели мы преследуем, тормозя сейчас „Северный поток — 2". Освобождение Навального? Уход русских из Донбасса или из Крыма?»
По его мнению, необходима общая концепция. «Концентрация усилий лишь на „Северном потоке" с целью надавить на Кремль вряд ли к чему-нибудь приведет. Кроме того, это некорректно со стороны американцев, — считает Шмид. — Ведь сами они до сих пор покупают русскую нефть в больших количествах».