Владимир Путин и Владимир Зеленский первый и пока единственный раз встречались друг с другом в декабре 2019 года в Париже на саммите Нормандской четверки. После скопления российских войск возле украинской границы Зеленский пытался поговорить с Путиным по телефону, а также предложил ему встретиться на Донбассе. Путин на это ответил предложением провести переговоры в Москве.
Так возможна ли встреча хотя бы где-нибудь, и о чем вообще Путину и Зеленскому говорить?
Заочное обсуждение
Зеленский предложил Путину встретиться в любой точке украинского Донбасса в специальном видеообращении. Путин ответил, что если Зеленский хочет с ним поговорить, то ему нужно приехать в Москву, а в Донбассе Кремль вновь призвал Украину общаться с представителями псевдо-республик, чего Киев категорически делать не будет.
«В последнее время действующее руководство Украины предприняло очень много шагов, разрушающих российско-украинские отношения. Это касается ряда проблем двусторонних отношений, отношения к РПЦ и попыток ее разрушения, [отношения] к русскому языку, и к русскоговорящим гражданам Украины, и к российским гражданам, проживающим в Украине. Если президент Зеленский хочет начать восстановление этих отношений, мы будем это только приветствовать», — заявил Путин.
Еще одну инициативу встречи озвучил заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак. От имени Кремля он предложил провести встречу в нормандском формате на Донбассе — но с участием так называемых «ЛДНР». Москва предлагает «проведение таких переговоров непосредственно в зоне конфликта».
Владимир Зеленский пока не отвечал российскому президенту лично. Пресс-секретарь Владимира Зеленского Юлия Мендель заявила, что он персонально ответит на инициативу российского президента встретиться в Москве. «Реакция главы государства обязательно будет», — заверила Мендель.
Новый посредник
Посредником на переговорах Зеленского и Путина может стать премьер-министр Израиля Беньямину Нетаньяху. С такой инициативой Украина уже обратилась к Израилю, рассказал посол Украины в этой стране Евгений Корнийчук.
По его словам, у Нетаньяху хорошие отношения и с президентом Украины Владимиром Зеленским, и с его российским коллегой Владимиром Путиным.
«Я рад заявить, что премьер-министр не сказал „нет". Он сказал, что постарается сделать все, что в его силах. Мы рады, что господин Нетаньяху не отклонил эту миссию, а наоборот — он показал свой интерес и желание помочь», — добавил Корнийчук.
Накануне Нетаньяху направил Зеленскому открытое письмо, в котором выступил за расширение дружбы и сотрудничества между двумя странами.
Если Владимир Путин не готов ехать в Донбасс, то встреча двух президентов возможна только на территории нейтральной страны, заявил глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук.
«Никогда президент Украины не поедет в Москву договариваться о войне в Донбассе. Если у Путина возникает идея переговоров в глобальном масштабе отношений между Украиной и Россией, то это может быть только нейтральная страна», — сказал Кравчук.
По его мнению, такими странами могут стать Финляндия или Швейцария.
Кина не будет?
Политолог Владимир Фесенко считает, что озвученное Путиным предложение встретиться в Москве и набор условий — «по форме и по содержанию не ответ, а фактически отказ».
«Формально как бы дипломатично, а по существу — традиционное имперское высокомерие. Вроде бы Путин готов встретиться, но на своей территории и на своих условиях (со своей повесткой). Это и способ продемонстрировать, кто главный, а заодно символически унизить своего визави по переговорам. Это Путин своих вассалов (типа Лукашенко) может вызывать в Россию „на ковер" и проводить с ними воспитательную работу. Украинский президент не должен выступать в такой роли», — убежден Фесенко.
Дипломатическое противостояние продолжается.
Разрешить дилемму может президент США Джо Байден, предполагает украинский политолог Петр Олещук.
«Ситуация в мире не стоит на месте. Новая американская администрация активно включается в переговоры по украинскому вопросу. Скоро должен состояться разговор Байдена и Путина. Очевидно, нас ждут достаточно непростые переговоры в мировом масштабе. Но похоже на то, что пока именно за переговорный стол перемещается основная точка геополитического притяжения. И, видимо, это не самое худшее из всего возможного», — отметил Олещук.