В последнее время продолжают усиливаться политическое давление и экономические санкции против России со стороны США и европейских стран. Среди прочих действий постоянная взаимная высылка дипломатов между западным миром и Россией, спровоцированная Соединенными Штатами, заставила мир почувствовать атмосферу широкомасштабного изгнания дипломатов между Востоком и Западом периода холодной войны.
Еще недавно посольство США в России говорило о том, что американский посол Джон Салливан не покинет Россию. 20 апреля он неожиданно выступил с заявлением, в котором говорилось, что он вернется в Соединенные Штаты на этой неделе, чтобы напрямую поговорить с высшим руководством администрации Джо Байдена по вопросу американо-российских отношений. К настоящему времени оба посла (России и США) вернулись на родину. Оценивая направление российско-американских отношений при Байдене, президент России Владимир Путин сказал следующее: российско-американские отношения уже настолько «испорчены, что трудно испортить их еще больше». Нетрудно обнаружить, что Путин уже психологически подготовился к всестороннему ухудшению российско-американских отношений. Если проанализировать политику США в отношении России в течение почти ста дней после прихода к власти Байдена, можно увидеть,что нынешние российско-американские отношения неизбежно ухудшаются с еще большей интенсивностью.
Во-первых, «русофобия» радикально переместилась с «политкорректности» внутри США на «политкорректность» в странах ЕС.
Если говорить, что у Демократической партии США присутствует религиозный фанатизм в идеологии, то политическая практика администрации Байдена в отношении России до конца воплощает ту «антироссийскую истерию», которая начала формироваться в более поздний период правления Барака Обамы. «Антироссийское» движение — это самое «политкорректное» направление США, вплоть до того, что ради антироссийской политики Штаты не обращают внимания на практические результаты и серьезные последствия, к которым она может привести. Понятие «демократические ценности» во внешней стратегии Демократической партии было возведено в абсолют. Байден неоднократно публично заявлял, что он «считает Россию главным врагом Америки». Во время его предвыборной кампании часто звучали обвинения в том, что «Трамп — это щенок Путина», а недавнее заявление о том, что «Путин — убийца» было воспринято крайне оскорбительным в российских СМИ.
Байден неоднократно публично заявлял, что он возглавит «свободный мир, чтобы дать отпор растущему авторитаризму». Это новое противостояние во многом соответствует менталитету «холодной войны», которого придерживалась американская политическая элита, за исключением того, что роль Советского Союза теперь играет Россия и еще одна крупная восточная страна. Этот сценарий требует, чтобы руководство Соединенных Штатов поддерживало прочный альянс демократических стран для борьбы с «идеологическими противниками» в глобальном масштабе. Объединение союзников, чтобы задушить Россию, под общим знаменем «демократических ценностей» совпадает с совокупным мнением европейских стран, пытающихся изменить отношения между Соединенными Штатами и Европой в эпоху после Трампа. «Русофобия» стала не только «политкорректностью» США, но и становится «политкорректностью» стран ЕС. Выполнение стремлений Байдена и усиление антироссийских договоренностей стали для стран ЕС «демонстрацией искренности» в намерении улучшить отношения с США.
С этой точки зрения неудивительно, что европейские союзники США вслед за Вашингтоном в массовом порядке начали высылать российских дипломатов.
Во-вторых, Россия уже готова к военным конфликтам с США и Европой и к полному разрыву отношений.
Текущая радикальная политика Вашингтона в отношении России дала украинскому правительству шанс заручиться поддержкой США и бросить вызов России, а также возможность решить проблемы в двух восточных регионах Украины и даже надежду на возвращение Крыма. Украинцы до сих пор помнят, что после начала войны на востоке Украины в 2014 году Байден в качестве вице-президента США посетил Киев, и его специальный самолет был загружен противоартиллерийским радаром, который был срочно передан украинским военным. Байден также занимал главные позиции в американской политике в отношении Украины в эпоху Обамы.
После вступления на пост президента Байден публично выразил свою решимость вернуться к «Инициативе по обеспечению европейской безопасности» в эпоху Обамы (European Reassurance Initiative, ERI), то есть он вновь подчеркнул необходимость объединения с европейскими союзниками, чтобы усилить слабую военную позицию НАТО на передовой «три балтийские страны — Польша — Черное море», делая предупреждение России, что это «красная линия», которую той ни в коем случае никогда нельзя переступать. На основании именно этого официального заявления украинские правительственные силы усилили военное давление на Восточной Украине и надеются привлечь США и НАТО к прямому военному вмешательству.
С другой стороны, по проблемам Восточной Украины и Крыма Россия уже приготовилась к ожесточенным военным соревнованиям с США и НАТО и даже к прямому военному конфликту. С марта этого года Россия увеличивала свое военное присутствие на границе с Украиной и в то же время проводила военные учения на Черном море, чтобы противостоять непрерывному военному проникновению НАТО в Черноморский регион. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что «российские вооруженные силы уже готовы вести полномасштабную войну».
В ответ на политическое давление и экономические санкции, введенные Соединенными Штатами и их европейскими союзниками против России, та начала жесткую контратаку, отличную от предыдущих, и сила этой контратаки даже превысила давление, оказываемое Соединенными Штатами и Европой на нее. Список ответных санкций России включает запрет восьми высокопоставленным чиновникам США и бывшим высокопоставленным чиновникам на въезд в страну. Это генеральный прокурор США Меррик Гарленд, директор Федерального бюро тюрем Майкл Карвахаль, министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас, советник президента по внутренней политике, бывший постоянный представитель при ООН и помощник по национальной безопасности Сьюзан Райс, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Кристофер Рэй и директор Национальной разведки Эврил Хейнс, а также бывший помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон и бывший директор ЦРУ Роберт Вулси. Это в целом является ответом на санкции США от 2 марта против семи высокопоставленных российских чиновников из-за заключения Алексея Навального в тюрьму. Среди них — шесть глав различных американских ведомств. Россия и США всегда поддерживали сотрудничество между спецслужбами и службами безопасности, и нынешний запрет со стороны России на въезд главам американских спецслужб может означать, что та более не намерена развивать существенное разведывательное сотрудничество с Америкой. Существует много признаков того, что Россия готовится приостановить все дипломатические отношения с США и их радикальными европейскими союзниками. В конце концов, Россия накопила богатый опыт дипломатической войны с США и Западом в прошлом.
В-третьих, с одной стороны, Соединенные Штаты и европейские страны снижают возможность военного конфликта с Россией по украинскому вопросу, а с другой стороны, они постоянно усиливают свою политическую конфронтацию с ней.
13 апреля Байден выступил с инициативой провести телефонные переговоры между главами РФ и США. С этой целью было отложено объявление о новых санкциях против России. Во время разговора с Путиным Байден предложил в ближайшее время провести встречу на высшем уровне в европейской стране. После этого США объявили об отмене планов о вводе двух американских эсминцев в Черное море. Очевидно, что сегодня Соединенные Штаты и их главные европейские союзники все еще не могут или еще не готовы рисковать, чтобы провоцировать российскую армию развертыванием союзнических вооруженных сил или даже ведением боевых действий. Вот почему Байден выступил с инициативой начать телефонные переговоры с Путиным и предложил России и США создать «стабильный и предсказуемый механизм взаимодействия» — таким образом Америка сможет продолжать говорить резкие слова и играть в политическое давление и экономические санкции в отношении России, но военная конфронтация с Российской Федерацией — это то, чего Соединенные Штаты пытаются всеми силами избежать.
Если до этого говорили, что российско-американские отношения в период правления Трампа охладели и приблизились к «периоду затмения», то после прихода Байдена к власти двусторонние отношения неизбежно вступили в этот «период полного затмения». Это означает, что в нынешней ситуации Соединенным Штатам и России будет трудно заключать долгосрочные и предсказуемые стратегические договоренности между двумя сторонами. Даже если они в ближайшем будущем смогут провести встречу на высшем уровне, но в краткосрочной перспективе в отношениях между двумя странами будет сложно повысить предсказуемость. И Россия, и США могут только двигаться вперед вслепую, отвечать ударом на удар и пытаться справиться с непредсказуемым развитием отношений.
У Дахуэй (吴大辉) — проректор Института российских исследований Университета Цинхуа