Руководители американских разведывательных ведомств ищут возможности рассекретить и обнародовать как можно больше разведывательной информации о плохом поведении противников США. Они решились на это после того, как группа высокопоставленных генералов обратилась к ним с редкой и неотложной просьбой о помощи в информационной войне с Россией и Китаем.
По словам военачальников, вызывающие тревогу действия этих стран, включая попытки испортить отношения Америки с союзниками и нарушить суверенитет других государств, означают одно: разведывательное сообщество должно показать миру, чем занимаются Россия и Китай.
В служебной записке, подготовленной в прошлом году девятью региональными военачальниками, изложена просьба к шпионским агентствам давать им больше информации, которую они могли бы публиковать в целях борьбы «с пагубными действиями».
Генералы заявили, что Вашингтон сможет заручиться поддержкой союзников лишь в том случае, если будет «открыто говорить правду, борясь с противниками Америки из XXI века». Однако попыткам соперничать в битве идей мешают чрезмерно строгие правила секретности, добавили они.
«Мы просим эту помощь для того, чтобы США, а также их союзники и партнеры могли побеждать, не вступая в бой, могли вести борьбу в так называемых серых зонах, могли поставлять боеприпасы в продолжающейся войне информационно-идеологических установок», — написали в январе прошлого года тогдашнему директору национальной разведки Джозефу Магуайру (Joseph Maguire) военачальники, командующие войсками в Азии, Европе, Африке, Латинской Америке, а также силами специальных операций.
«К сожалению, мы по-прежнему упускаем возможность рассказывать и разъяснять правду, противодействовать искажениям, опровергать ложные идеи и повествования, а также своевременно и действенно влиять на события», — отметили генералы.
Эта неопубликованная служебная записка, которую удалось прочитать журналистам «Политико», в прошлом году наделала много шума в Пентагоне, в разведывательном сообществе и на Капитолийском холме, где ее назвали «меморандумом 36 звезд». Она не является ни приказом, ни ультиматумом. Скорее, это просьба к разведывательному сообществу осуществить серьезные перемены.
Инициатором письма выступил адмирал Фил Дэвидсон (Phil Davidson), покидающий должность командующего американским Индо-Тихоокеанским командованием. Его также подписал генерал Джей Рэймонд (Jay Raymond), в то время возглавлявший Космическое командование США, а сейчас командующий Космическими силами США и член Объединенного комитета начальников штабов.
Официальные представители Дэвидсона и Рэймонда отказались прокомментировать написанную служебную записку и высказать свое мнение о ней.
В этом документе излагаются самые острые и непреходящие проблемы, с которыми сталкиваются американские руководители, отвечающие за национальную безопасность. Когда можно делать достоянием гласности засекреченную разведывательную информацию? И какую роль играют секреты в глобальной битве за общественное мнение?
«В частности, русские и китайцы превращают информацию в оружие, — рассказала Кари Бинген (Kari Bingen), ставшая одним из получателей этой служебной записки, поскольку занимала должность заместителя министра обороны по разведке и безопасности. — Это серьезный вопрос, который поднимают военачальники и разведчики».
«Боевые командиры находятся на грани, — добавила она, давая интервью. — Их войска взаимодействуют с нашими союзниками и партнерами и ежедневно видят, чем занимаются наши противники. Им нужна своевременная и актуальная информация для разоблачения пагубной вражеской деятельности и противодействия тому, что они наблюдают».
Плохое поведение
Российские и китайские военные действуют все более агрессивно. Этой весной Москва сосредоточила крупную группировку войск вдоль границы с Украиной и начала все чаще вторгаться в воздушное пространство Северной Америки и Европы. США ввели против нее дополнительные санкции за продолжительное вмешательство в американский избирательный процесс и за осуществление кибератак.
Пекин продолжает военную экспансию в спорных районах Южно-Китайского моря, и недавно занял островную цепь, на которую претендуют Филиппины. Он также проводит агрессивную кампанию по запугиванию Тайваня, считая его своей сепаратистской провинцией. В этом месяце Китай нагло направил в зону ПВО Тайваня почти три десятка боевых самолетов.
Между тем Госдепартамент заявляет, что Россия и Китай воспользовались пандемией коронавируса и проталкивают антиамериканские конспирологические теории, в том числе о том, что вирус является биологическим оружием американского производства, и что в его быстром распространении виновны американские военнослужащие.
Служебная записка генералов и адмиралов не имеет грифа секретности, но названа документом «для служебного пользования». В ней говорится, что при текущем положении дел невозможно противодействовать такой пропаганде, рассказывая всему миру о том, как Россия и Китай подрывают мировой порядок и ослабляют демократические институты.
Военачальники отметили, что есть одна область разведки, которая нуждается в большей гласности и открытости. Это спутниковые снимки. Бывший высокопоставленный разведчик из Пентагона рассказал, что некоторые командиры боевых частей и соединений недовольны тем, что не могут передавать союзникам и партнерам спутниковые фотографии, иллюстрирующие действия противника.
Другой бывший военачальник также рассказал, как командиры в частном порядке жалуются, что не получают нужную им разведывательную информацию, либо получают ее слишком поздно, или же она приходит к ним чрезмерно засекреченной, в силу чего они не могут ею поделиться.
План администрации
Прошлым летом группа высокопоставленных начальников из Пентагона и РУМО провела серию совещаний в ответ на полученную служебную записку и подготовила ряд рекомендаций, о чем рассказал помощник директора национальной разведки по стратегическим коммуникациям Мэтт Лар (Matt Lahr).
В декабре 2020 года Управление директора национальной разведки обратилось к разведывательным службам с просьбой «пересмотреть существующие правила и оптимизировать их, чтобы оказывать поддержку боевым командованиям с той скоростью и в тех масштабах, каких они требуют», сообщил Лар.
Он отметил, что «первая реакция» от руководителей разведывательных ведомств поступила в январе текущего года. Сейчас директор национальной разведки Эврил Хэйнс (Avril Haines) и Дэвид Тейлор (David Taylor), исполняющий обязанности заместителя министра обороны по разведке и безопасности, «оценивают деятельность ведомств в этом направлении и подчеркивают, что противодействие враждебному влиянию остается высшим приоритетом».
Руководство изложило ряд шагов, которые будут предприняты для того, чтобы отреагировать на заявления военачальников о нашем поражении в информационной войне. Для начала будет проведен «анализ существующих процедур сбора разведсведений для сокращения сроков и повышения эффективности работы по рассекречиванию, понижению степени секретности и раскрытию информации». Другая цель заключается в «публикации приоритетных требований разведки, которые касаются стратегического информирования и враждебного влияния», сказал Лар.
Иными словами Управление директора национальной разведки дает указание американским разведывательным ведомствам сосредоточить внимание на том, как враждебные государства пытаются формировать мировое общественное мнение, действуя тайно и явно. Но в этом заявлении нет никакой информации о том, до какого уровня руководства распространяется данное требование о смещении приоритетов.
Управление директора национальной разведки также готовит программы обучения и подготовки сотрудников разведслужб и аналитиков по выявлению различных форм дезинформации, в том числе, вражеской.
Нужно ускорение
Многие бывшие и действующие руководители из системы национальной безопасности рассказали «Политико», что начавшаяся работа проводится слишком медленно.
Член палаты представителей Рубен Галлего (Ruben Gallego), возглавляющий в палате подкомитет по разведке и специальным операциям, в прошлом месяце вскользь упомянул генеральский меморандум во время слушаний. Он рассказал «Политико», что перемены, к которым призывали его авторы, пока не осуществлены.
«Думаю, есть существенные подвижки, — сказал Галлего о тех 15 месяцах, что прошли с момента поступления служебной записки. — Я не могу назвать это переменами, так как процесс пока не завершен».
По словам Галлего, Америка наиболее эффективно противодействует вражеской пропаганде там, где американские войска ведут боевые действия, потому что в такой обстановке возникает острая потребность делиться разведывательной информацией, чтобы опровергать конспирологические теории и склонять на свою сторону общественное мнение гражданского населения.
Но когда вести борьбу с противником приходится в менее ясных обстоятельствах, в ситуации, находящейся посередине между миром и войной, как с Россией или с Китаем, Америке приходится очень непросто, сказал Галлего.
«Одержать окончательную и бесповоротную победу нельзя, а вот проиграть определенно можно», — объяснил он.
Эти озабоченности разделяют и республиканцы, и демократы. Главный республиканец из сенатского комитета по делам вооруженных сил Джим Инхоф (Jim Inhofe) рассказал «Политико», что четырехзвездным генералам «нужно больше инструментов, дающих им власть и силу», поскольку они ведут «информационную войну».
«Из-за невозможности открыто рассказывать о реальных угрозах, исходящих из Китая и России, многие американцы просто не знают всего того, с чем нам приходится сталкиваться, — отметил Инхоф в своем заявлении. — Гораздо легче выдвигать доводы в пользу сокращения военного бюджета, когда мы не можем начать честную дискуссию о таких угрозах».
«Я знаю, это расстраивает многих моих коллег из обеих партий, и мы должны лучше вести борьбу в этом пространстве, — продолжил он. — Нашему противнику нравится действовать в тени, и лучший способ борьбы с ним — открыто разоблачать его ложь».
Такая битва идей только расширяется. В этом месяце директор национальной разведки опубликовал новую оценку угроз, в которой особое внимание уделяется агрессивным кампаниям России и Китая по формированию мирового общественного мнения.
«Пекин активизирует усилия по формированию в США такой политической атмосферы, которая помогает ему отстаивать свои политические предпочтения, влиять на ход общественной дискуссии, оказывать давление на политиков, которых Китай считает противниками своих интересов, и заглушать критику в адрес Пекина по таким вопросам как свобода религии или подавление демократии в Гонконге», — говорится в документе.
Россия между тем «представляет одну из самых серьезных разведывательных угроз для Соединенных Штатов. Она использует свои разведслужбы и инструменты воздействия, чтобы разобщать западные альянсы, сохранять свое влияние на постсоветском пространстве, усиливать свою власть по всему миру, ослаблять международные позиции США, сеять рознь внутри Соединенных Штатов, а также влиять на американских избирателей и процесс принятия решений».
Генералы в своей служебной записке написали об этом так: «Китай и Россия задействуют все инструменты государственного могущества для ведения политической войны, манипулирования информационной средой, посягательства на суверенитет других стран, кооптации международных организаций, ослабления многосторонних институтов, раскола наших альянсов и партнерств. Их попытки переформатировать мир по своему образу и подобию, распространить авторитарную власть и реализовать собственные амбиции носят провокационный, опасный и дестабилизирующий характер».
Но по мнению тех, кто наблюдает эти усилия в непосредственной близости, Соединенные Штаты по-прежнему отстают от России и Китая, и им приходится их догонять.
Сославшись на «серьезность информационных вызовов и высокие темпы их распространения», военачальники отметили, что для противодействия России и Китаю в сфере общественного мнения необходимо «активное и продолжительное взаимодействие с высшим руководством, дабы ускорить преобразования и увеличить объемы, разнообразие, достоверность и скорость информации, которая нужна нам в этой войне».
«Я считаю, что командиры боевых частей и соединений должны требовать от разведки больше данных о том, как наши противники используют информацию для достижения оперативных преимуществ», — сказала Сью Гордон (Sue Gordon), много лет проработавшая в разведслужбах, а в 2019 году ушедшая в отставку с поста первого заместителя директора национальной разведки.
Но у Америки есть серьезное преимущество перед Китаем и Россией, сказал сенатор Джек Рид (Jack Reed), возглавляющий комитет по делам вооруженных сил. «Правда на нашей стороне, и мы должны лучше освещать и разоблачать деятельность этих стран», — заявил он.
Свой материал для статьи предоставил Коннор О'Брайен (Connor O'Brien).