В то время, как на саммите Японии и США 17 апреля было объявлено об усилении действий американо-японского альянса по «осаде» Китая, Пекин, объединившись в борьбе с Южной Кореей, отчаянно сопротивляется этой политике Токио и Вашингтона.
Сосредоточившись на растущем международном сопротивлении сбросу очищенной (до этого загрязненной радиацией)воды с АЭС Фукусима-1 Токийской электроэнергетической компании, Китай и Южная Корея создали сильное международное общественное мнение, которое обвиняет Японию и выступает против сброса.
Китай предлагает Южной Корее идти в ногу и по другим острым вопросам, таким как размещение американских ракет средней дальности в Азии, и пытается вбить клин в сотрудничество между Японией, США и Южной Кореей.
Сильное противодействие сбросу очищенной воды в океан
Впервые после нормализации дипломатических отношений между Японией и Китаем (1972 г.) на саммите Япония-США в совместное заявление был включен тайваньский вопрос, в результате чего японо-американский союз фактически превратился в «анти-китайский альянс» для сдерживания Поднебесной.
Министерство иностранных дел Китая и китайские СМИ раскритиковали саммит как «угрожающий миру в Азиатско-Тихоокеанском регионе», но избежали кампании резкой критики в адрес Японии, такой, как официальное заявление Министерства иностранных дел или протест в адрес китайского посольства в Японии.
В отличие от такой сдержанной китайской реакции в отношении Японии по саммиту, обращает на себя внимание необычайно резкая китайская компания против решения японского правительства о сбросе охлаждающей воды с АЭС Фукусима-1 в мировой океан.
Заместитель министра иностранных дел Китая У Цзянхао 15 апреля выразил протест Японии, пригласив на беседу японского посла в КНР Хидео Таруми, а министр иностранных дел Ван И заявил 21 апреля на онлайн-встрече с министром иностранных дел Германии Маасом о том, что «следует пересмотреть технология очистки воды на Фукусиме-1, равно, как и решение японского правительства о сбросе ее в океан».
Особого внимания заслуживает разворачивающееся в настоящее время и ставшее фактически совместной борьбой сотрудничество Китая и Южной Кореи в вопросе Фукусимы-1.
Согласно сообщению китайского государственного информационного агентства Синьхуа, 14 апреля нынешнего года, практически сразу после объявления Японией о своем решении, Китай и Южная Корея провели первую рабочую встречу по вопросу Фукусимы-1 с участием директоров департаментов МИДов двух стран, на которой подтвердили, «полное совпадение китайской и южнокорейской позиции о противодействии действиям Японии». Уже 15 апреля Министерство иностранных дел Китая призвало к созданию международной группы по исследованию загрязненной воды с Фукусимы с участием обеих стран.
По информации южнокорейской стороны, согласие сторон на проведение такой встречи было достигнуто еще более года назад (декабрь 2019 г.). Как представляется, к срочному проведению таких консультаций Китай и Южную Корею подтолкнуло именно последнее решение японского правительства. Нельзя исключать и того, что Китай и Южная Корея поспешили начать выстраивание системы своего сотрудничества по Фукусиме ввиду японо-американской встречи на высшем уровне.
Происходит изоляция Японии и США
Давайте более подробнее рассмотрим реакцию Китая и Южной Кореи на решение Японии о выпуске воды с Фукусимы в океан.
14 апреля Чжао Лицзянь, заместитель официального представителя Министерства иностранных дел Китая, выступил с резкой критикой против Японии: «Океан — это не японский мусорный полигон, а Тихий океан — не японский канализационный коллектор». Министр финансов первый вице-премьер Японии Таро Асо в ответ на это сказал 15 апреля: «Специалисты говорят, что очищенную воду с Фукусимы можно даже пить. Если хотите, можете попробовать».
14 апреля Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин поручил рассмотреть возможность подачи иска в Международный трибунал по морскому праву, чтобы остановить выброс воды с Фукусимы в океан. Министерство иностранных дел Южной Кореи заявило, что «полностью подтверждает согласованную с Китаем позицию по поводу Фукусимы».
Китай и Южная Корея выступают против выброса воды в океан не только потому, что опасаются негативного влияния на морскую среду и здоровье населения, но главным образом потому, что Япония приняла свое решение в одностороннем порядке, не согласовав его с окружающими странами.
Действительно, рыбаки в префектуре Фукусима выступают против слива воды с АЭС в океан, а Японская федерация рыбопромысловых кооперативов уже проинформировала премьер-министра Ёсихидэ Суга об абсолютном несогласии с решением его правительства. В целом в Японии преобладает оппозиция этому решению кабинета, и очень многие японские граждане и экологические группы и объединения по защите окружающей среды заявляют о полном его неприятии.
На международном уровне главный союзник Японии США и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявили о своей поддержке принятого Японией «прозрачного решения», однако даже близкий Токио Тайвань заявил об обеспокоенности тем, что это решение может негативно сказаться на морской среде и здоровье людей. Кроме того, Центральное информационное агентство Северной Кореи ЦТАК 15 апреля резко призвало к отмене японского решения, заявив, что «оно является непростительным преступлением, которое демонстрирует бесстыдство Японии и серьезно угрожает здоровью и безопасности людей, а также окружающей среде».
Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде Дэвид Бойд также указал правительству Японии, что радиоактивное вещество тритий, содержащееся в очищенной воде, «может угрожать людям и окружающей среде в течение более 100 лет». Он потребовал от Японии и ее правительства соблюдения международных обязательств по защите морской среды и мировой экологии.
Кроме того, Форум тихоокеанских островных государств (PIF), в который входят 14 стран и регионов Тихого океана, включая Австралию и Новую Зеландию, также опубликовал заявление, в котором содержится призыв к «отсрочке сброса воды с Фукусимы-1 до тех пор, пока независимые эксперты не осуществят повторное исследование этого вопроса».
Таким образом, становится понятно, что обеспокоенность японским решением выразили многие страны и регионы, за исключением США и МАГАТЭ. Это находится в полной противоположности тому, что многие страны критикуют Китай за его агрессивное выдвижение в мировой океан или по проблеме Гонконг и Тайваня, и отодвигает в сторону эту критику в адрес КНР.
По проблеме Фукусимы-1 Япония и США сейчас, несомненно, оказались в определенной изоляции. В этих условиях совместное наступление Китая и Южной Кореи по проблеме Фукусимы может добиться определенных успехов.
Как Китай и Южная Корея сражаются вместе
Сегодня в поле зрения сражающихся единым фронтом Китая и Южной Кореи оказывается не только проблема Фукусимы, но и вопрос развертывания Америкой новой сети ракет средней дальности в Азии.
В ожидании возможного военного конфликта вокруг Тайваня администрация Байдена представила на рассмотрение Конгресса проект создания новой ракетной сети на военных базах США на Окинаве и других островах и островных государствах на общую сумму в 27,3 миллиарда долларов на период шести лет, начиная с 2022 финансового года (октябрь 2021 года — сентябрь 2022 года).
Между тем администрация президента Мун Чжэ Ина в течение примерно трех месяцев в 2017 году вела переговоры с Китаем по вопросам безопасности. В результате обе стороны спродуцировали известную программу трех «нет», которая состоит из следующих основных положений:
— Не развертывать дополнительную наземную систему ПРО (THAAD).
— Не участвовать в американской системе ПРО.
— Не превращать сотрудничество Японии, США и Южной Кореи в сфере безопасности в военный союз
В ходе этих переговоров КНР решительно выступала против того, чтобы целью системы ПРО, развернутой в Южной Корее Соединенными Штатами, являлся Китай, и в связи с этим приостановил использование южнокорейской корпорацией Lotte Group, земельных участков, на которых работали 90% ее супермаркетов, развернутых в Китае. Так Китай экономически давил на Южную Корею.
В этом контексте следует особо отметить то обстоятельство, что, хотя Южная Корея связана военно-союзническими отношениями с Соединенными Штатами, она не участвует в концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» и новом «стратегическом диалоге с участием четырех стран» под названием QUAD, в который уже вошли США, Япония, Австралия и Индия.
Китай рассматривает «три нет» Южной Кореи как серьезную брешь в продвигаемом США стратегическом проекте развертывания новых ракет средней дальности в Азии и в целом в сотрудничестве США, Японии и Кореи в области безопасности.
Китай и Южная Корея «окружают» Японию
11 апреля в интервью газете «Асахи симбун» руководитель «мозгового центра» президента Южной Кореи Института Sejong Мун Чо Ин, выступил за «примиряющую противостояние между Китаем и США роль Южной Кореи».
Что касается Японии, то он критиковал ее за то, что «Токио чрезмерно полагается в своей внешней политике на США, что приведет к дальнейшему углублению американо-китайского противостояния». Мун высказывался в том плане, что обостряющийся конфликт между США и Китаем накладывает новое бремя на Японию и Южную Корею в сфере безопасности и может привести к экономическим потерям для Южной Кореи. Политолог заявил, что «создание хороших отношений со всеми странами — это жизненный путь Кореи».
Администрация Муна, рейтинг одобрения которой резко упал из-за роста цен на недвижимость, потерпела поражение от консерваторов на выборах мэров Сеула и Пусана. Ожидается, что правящая демократическая партия будет испытывать большие сложности на президентских выборах в следующем году.
Однако, исходя из геополитического положения Южной Кореи, которая для себя ищет жизненного пространства между великими державами США и Китаем, даже если консерваторы вернут себе власть, их отношение к Китаю существенно не изменится, пока действует концепция «трех нет».
В мая президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин будет с официальным визитом в Вашингтоне. Наряду с этим, в течение нынешнего года ожидается прибытие Председателя КНР Си Цзиньпина с визитом в Сеул.
В преддверии тех двух лет, которые остались до реального сброса Японией воды с Фукусимы в океан, и Китай, и Южная Корея, видимо, продолжат жесткую критику и «окружение» Японии и США, исходя из своих совпадающих геополитических интересов. Мы еще увидим использование ими различных «козырных карт» в этой политике.
__________________________________________________________________________________
Такаси Окада — известный японский журналист и политолог. С 1972 года работает в центральном телеграфном агентстве Японии Kyodo. Занимал должности руководителя бюро агентства в Москве, Гонконге и на Тайване. с 2008 является членом редколлегии агентства. Автор многих книг по проблемам Азии, и особенно по Китаю и Тайваньской проблеме.