Дело Врбетице может выйти за пределы политики и сказаться на экономике. Кремль даже может ввести санкции против Чехии. «Это не так важно. Объем экспорта в Россию составляет около двух процентов. Если смотреть на это с точки зрения всей экономики, то даже в наиболее пострадавших отраслях значительный спад российского спроса привел бы к спаду чешских продаж на один — два процента», — говорит главный экономист «Патрия Финанце» Ян Буреш.
«При этом мы моделировали по-настоящему драматичные ситуации со спадом спроса на 25 — 50%», — добавил специалист в интервью «Чески розглас плюс».
Однако Буреш допускает, что у некоторых предприятий проблемы все-таки могут возникнуть.
«Но я не думаю, что это серьезно сказалось бы на экономике в целом. Возьмусь предположить, что с проблемами не столкнулись бы даже самые пострадавшие области, поскольку в последнее время кривая там шла вниз», — добавляет экономист.
По словам президента Союза промышленности и транспорта ЧР Ярослава Ганака, экономические санкции могут ударить по конкретным компаниям, а также парализовать торговые отделы чешской дипмиссии или консульства в России, которые помогают чешским компаниям выходить на российский рынок.
«В 2020 году нам удалось экспортировать в Российскую Федерацию больше, чем она импортировала в ЧР. Мы экспортная экономика, и у нас есть даже фирмы, принадлежащие русским или ориентированные непосредственно на российский рынок», — подчеркнул Ганак.
По его словам, с проблемами может столкнуться «Шкода Ауто», которая нуждается в некоторых российских субподрядчиках. О последствиях для автомобильной промышленности сказал и заместитель председателя Ассоциации экспортеров ЧР Отто Данек. Правда, в отличие от Ганака, он также обращает внимание и на последствия санкций для импорта в Чехию.
«Импорт может коснуться нас всех. Самым важным товаром, который мы ввезли в прошлом году, была нефть, нефтепродукты и природный газ общей стоимостью более 40 миллиардов. Может пострадать наша промышленность, поскольку энергоносители и топливо, несомненно, возросли бы в цене, — считает Данек и отмечает: Российская сторона никогда не хочет проигрывать, особенно в политике. Они хотят, чтобы последнее слово было всегда за ними. Поэтому, как я думаю, опасность вполне реальна».
Но Ганак не разделяет его опасений. «Я бы не стал бояться, прежде всего, за поставки газа и нефти, так как состояние российской экономики тяжелое, и она вынуждена экспортировать эти энергоносители. Я боюсь скорее ограничений».
Однажды такое с нами уже случалось
Однажды чешская торговля с Российской Федерацией уже сильно слабела. Это было после 2014 года, когда государства Европейского Союза ввели санкции из-за аннексии Крыма. Данек из Ассоциации экспортеров напоминает: «Российские санкции нанесли Чехии и ЕС больше вреда, чем европейские санкции — Российской Федерации. Хотя и тогда никаких принципиальных проблем у нас не возникло. Мы вполне справились тогда, хотя в некоторых случаях (в основном это производители станков) трудности были, но не существенные».
Тогда спад предприниматели компенсировали тем, что открыли свои предприятия непосредственно в Российской Федерации. «С 2015 года экспорт в Россию опять рос год от года примерно на десять процентов и постепенно возвращался к уровню 2013 года», — добавил президент Союза промышленности и транспорта Ганак.