Экономика Еврозоны сократилась за первые три месяца на 0,6%, скатываясь в очередную рецессию. Пандемия не ослабевает, и ограничительные меры продолжаются.
За день до этого США объявили, что их экономика за тот же период выросла на 1,6%, и европейский спад раскрывает разительный контраст по обе стороны Атлантики.
Благодаря значительным государственным расходам на стимулирование экономического роста, а также ускоренной вакцинации американская экономика — крупнейшая в мире — в первые месяцы 2021 года стремительно росла. В то же время 19 стран Еврозоны накрыла вторая волна так называемой двойной рецессии — как следствие гораздо более скромных трат на стимулирование и неудач с вакцинацией.
Но данные о ВВП представляют собой слепок с прошлого, и за последние недели появились обнадеживающие признаки, что Европа идет на поправку. Тревожный размах эпидемии covid-19 в крупных экономиках вроде Германии и Франции уменьшился, фабрики возобновили работу, а людей на городских улицах прибавляется.
Экономика Германии сократилась с января по март на 1,7%, а падение в Италии и Испании оказалось намного меньше — 0,4 и 0,5% соответственно. Французская экономика выросла на скромные 0,4%, хотя перед ней встали новые проблемы в виде очередного карантина, введенного правительством ранее в этом месяце.
«Мы вроде как научились жить с пандемией, — сказал главный стратег BCA Research в Лондоне Дхавал Джоши (Dhaval Joshi). — Привыкаем помаленьку».
Показатели вакцинации растут по всей Европе, и этот рост, вероятно, усилится с недавним соглашением о вакцинах «Пфайзер».
Большинство экономистов и Европейский центральный банк предсказывают, что оставшуюся часть года экономика Еврозоны будет расширяться стремительными темпами — и к концу года покажет рост свыше 4%.
Однако даже при самом оптимистичном сценарии восстановление Европы отстает от США ввиду разных подходов к лечению экономической травмы.
По данным Международного валютного фонда, с прошлого года США увеличили государственные расходы на программы стимулирования и оказания помощи в связи с пандемией на 25% ВВП. Для сравнения, в Германии этот показатель составил 10%.
При этом Европа начала кризис с более комплексных программ социальной защиты. Если США выделили пособия пострадавшим от пандемии, то Европа предпочла ограничить рост безработицы.
«В Европе больше схем страхования, — сказала главный экономист инвестиционного банка из Осло DNB Markets Хьерсти Хаугланн (Kjersti Haugland). — Падение ниже, но и отскок слабее».