По словам экспертов, принятое Индией и Россией решение провести встречу министров обороны и иностранных дел этих двух страны в формате «» направлено на то, чтобы не только уладить разногласия в их двусторонних отношениях, но и отправить сигнал Соединенным Штатам и Китаю.
Нью-Дели стремится продемонстрировать Вашингтону, что он сохраняет свою «стратегическую автономию, как сказал Канвал Сибал (Kanwal Sibal), бывший первый заместитель министра иностранных дел Индии. Соединенные Штаты стараются отдалить Индию от России и убедить ее перестать покупать оружие у Москвы — которая является ее крупнейшим поставщиком оружия, — угрожая Нью-Дели санкциями.
Между тем Москва старалась продемонстрировать Пекину, что, несмотря на их относительно теплые отношения, она планирует и в дальнейшем поставлять современное оружие Нью-Дели. Для Китая это больная тема, потому что значительную часть прошлого года он находился в состоянии военного конфликта с Индией из-за спорных территорий в Гималаях.
«Сигнал, адресованный Китаю, важен в политическом смысле, — прокомментировал Сибал. — Таким способом Россия сообщает Китаю, что их тесные стратегические отношения не станут ограничением в отношениях России с Индией и что эти две ветви политики никак не связаны друг с другом. Это также значит, что Россия продолжит снабжать Индию современным оружием».
В среду, 28 апреля, премьер-министр Индии Нарендра Моди написал в твиттере после его «превосходной» встречи с его «другом» президентом России Владимиром Путиным, что они договорились провести встречу в формате «2+2», чтобы придать дополнительный импульс «нашему стратегическому партнерству».
По словам аналитиков, несмотря на позитивную риторику, этот диалог был в первую очередь направлен на улаживание разногласий по целому ряду спорных вопросов — включая участие Индии в Четырехстороннем диалоге по безопасности, возглавляемом Соединенными Штатами, — которые накопились за последние несколько лет.
«Этот диалог разворачивается в нужный момент», — сказал Алексей Куприянов, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. — В отношениях между Россией и Индией накопилось множество нерешенных вопросов, и возникло определенное недопонимание касательно многих концепций внешней политики и действий».
Главным из этих спорных вопросов, скорее всего, является участие Индии в Четырехстороннем диалоге по безопасности — в группе демократий, куда также входят Австралия и Япония, которую многие рассматривают как противовес растущему влиянию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. По словам аналитиков, Индия постарается продемонстрировать России, что ее участие в Четырехстороннем диалоге по безопасности вовсе не означает, что она отказалась от своей стратегической автономии или что она отдаляется от своих связей с Москвой. По словам Куприянова, диалог в формате «2+2» — это эффективный инструмент для улаживания этих разногласий и для расширения «практического взаимодействия» в сферах общих интересов.
Навтедж Сарна (Navtej Sarna), дипломат в отставке и бывший посол Индии в Вашингтоне, отметил, что диалог между дипломатическими и военными ведомствами действительно имеет смысл в условиях современного мира и что это «хороший шаг теперь, когда российско-китайские отношения становятся все более теплыми».
В 2000 года Индия и Россия ежегодно проводят саммиты, в рамках которых лидеры по очереди посещают страны друг друга. Однако после начала пандемии коронавируса эти саммиты не проводились. «Давно пора было провести встречу в формате „2+2", о ней говорят уже несколько месяцев», — сказал Нандан Унникришнан (Nandan Unnikrishnan), почетный член аналитического института Observer Research Foundation в Нью-Дели.
Недавно Индия провела встречи в формате «2+2» с другими членами Четырехстороннего диалога по безопасности. Встреча в формате «2+2» с Россией станет первой такой встречей со страной, не входящей в эту группу. «Это очень важное событие, которое доказывает, что наши отношения с Россией так же важны, как и отношения Индии с Соединенными Штатами, Японией и Австралией», — сказал Гаутам Бамбавале (Gautam Bambawale), который занимал должность посла Индии в Китае в 2017-2018 годах. По его словам, это также продемонстрирует Китаю, что отношения России и Китая не смогут повлиять на отношения России с Индией.
Хотя Индия и Россия поддерживали крепкие связи на протяжении долгого времени, последние несколько лет решение Индии покупать военное оборудование у других стран, включая Соединенные Штаты, а также укрепление ее дипломатических отношений с Соединенными Штатами вызывали тревогу в Москве.
Хотя Россия остается для Индии главным поставщиком оружия, ее доля на индийском рынке уменьшается. С 2010 по 2014 год Россия обеспечивала 70 процентов военного оборудования и оружия Индии, а в течение следующих четырех лет доля России составляла 58 процентов, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира.
По словам Сибала, России не стоит волноваться по поводу Четырехстороннего диалога по безопасности. «Цель этого диалога — противостоять угрозе Китая. Россия не у всех вызывает обеспокоенность. Если бы Россия тоже была мишенью этой группы, Индия в нее не вступила бы», — пояснил он. По словам Унникришнана, встреча в формате «2+2» также могла бы развеять беспокойство России по поводу того, как используется ее оружие. «Не удивлюсь, если в ближайшие несколько дней Россия настоит на подписании каких-либо основополагающих соглашений, как это сделали Соединенные Штаты, чтобы гарантировать, что то новейшее оружие, которое она поставляет в Индию, не будет использовано другими странами», — сказал он.
Эта встреча также предоставит возможность провести честные дискуссии по поводу других вопросов, вызывающих взаимную обеспокоенность. «Имеется неопределенность касательно будущего Афганистана, и в этом вопросе между Индией и Россией есть разногласия», — отметил Сибал. — Этот новый форум поможет понять, каковы ставки у каждой из этих двух стран в Афганистане и как они могут подготовиться к непредвиденным обстоятельствам, которые могут возникнуть после возможного захвата контроля в стране „Талибаном" (запрещенная в России организация — прим. ред.)».