Житомир — В Житомирской области, которая пострадала от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, через 35 лет после трагедии существует немало актуальных проблем, требующих неотложного решения.
Риторика центральных властей в последнее время в основном сводится к развитию туризма в Чернобыльской зоне. Впрочем, доходы государству и местным бюджетам могут приносить и сельхозугодья, которые сейчас не обрабатываются. После 1986 года на них поставили клеймо радиации, но отдельные радионуклиды сегодня уже не являются такими угрожающими, как тогда. Поэтому ученые и местные власти настаивают на проведении повторного радиологического мониторинга с целью разрешить обрабатывать земли.
В Житомирской области больше всего от радиации пострадал Народичский район, населенные пункты которого объединились в Народичскую поселковую территориальную громаду. Там нет промышленных предприятий, только земля, которая может наполнять бюджет.
В Институте сельского хозяйства Полесья утверждают, что альтернативы обработке пораженных радиацией земель нет. Там считают, что влияние радионуклидов можно минимизировать, если правильно обрабатывать почву и выращивать соответствующие культуры.
Активность опасных цезия и стронция снизилась на 50 процентов
В Житомирской области в категорию пострадавших в результате аварии на ЧАЭС попали Народичский, Овручский, Коростенский, Лугинский, Олевский, Емильчинский, Малинский, Новоград-Волынский и Володарско-Волынский (переименован в Хорошевский) районы.
В управлении экологии и природных ресурсов Житомирской ОГА говорят, что у них нет точного ответа на вопрос, сколько в области гектаров земель из-за радиации выведены из сельхозобработки.
Там объясняют, что во время возникновения лесных пожаров, неконтролируемого подтопления и осушения почв, эпифитотии (распространение инфекционных болезней растений) и эпизоотии (распространение заразных болезней животных) возможно изменение интенсивности миграции радионуклидов. Стоит вспомнить прошлогодний пожар в природном заповеднике «Древлянский» (территория — 30,8 га) в Народичской громаде, которая пострадала в результате аварии на ЧАЭС. Очевидно, огненная стихия не прошла там бесследно и также повлияла на активность радионуклидов.
В профильном управлении ОГА отмечают, что основными дозообразующими радионуклидами на территории Зоны отчуждения являются цезий-137, стронций-90 и трансурановые элементы (плутоний-238, плутоний-239+240 и америций-241). За 35 лет после аварии на Чернобыльской АЭС активность цезия и стронция в результате их физического распада снизились более чем на 50% от первоначальной. Впрочем, сложно определить плотность загрязнения почв изотопами плутония, это довольно дорогое исследование, требующее квалифицированных специалистов и специального оборудования.
Как отмечает главный научный сотрудник отдела растениеводства, первичного и элитного семеноводства Института сельского хозяйства Полесья Национальной академии аграрных наук, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Петр Надточий, значительную радиационную опасность представляют хранилища радиоактивных отходов и бывшие пункты санитарной обработки, которых на территории области насчитывается несколько десятков. Значительное их большинство на сегодня в запущенном состоянии. К тому же не все несанкционированные свалки таких отходов зарегистрированы и обозначены на местности. По его словам, дезактивация населенных пунктов в 1986 году проводилась хаотично, что тоже представляет большую угрозу.
«Последние основательные исследования радиационного состояния осуществлялись различными подразделениями министерств и ведомств в 1986-1995 годах. По ним и построены карты загрязнения территории Украины цезием-137 и стронцием-90. В дальнейшем детальных обследований не было, лишь корректировки показателей при помощи расчетных методов», — добавляет ученый.
Без земли, жилья и медикаментов
Народичская громада, в которой проживает 9,5 тысячи человек и которая больше всего пострадала от последствий аварии на ЧАЭС, неоднократно обращалась к центральным властям с просьбой провести радиологический мониторинг земель и дать разрешение на обработку тех, где уже нет угрожающего уровня радионуклидов.
«Проблема с землями радиационного контроля для Народичской территориальной громады очень болезненная. Единственное предприятие на территории громады — Народичский спецлесхоз, которое является балансоформирующим для нашего бюджета, а все остальные доходы мы получаем от земли. Из анонсированных за пределами населенных пунктов 15,5 тыс. га нам пока передали только 2144 га, и этот вопрос остался нерешенным. Эти земли находятся в подчинении Кабинета министров, поскольку они подпадают под радиационный контроль. На самом деле, очень большая их часть соответствует всем нормам и не имеет такого страшного загрязнения, которое было после аварии на ЧАЭС, о чем свидетельствуют некоторые обследования, проведенные Институтом почв. Они стали бы очень большой поддержкой для Народичской громады, которая сможет развиваться, получив такой ресурс, потому что из тех средств необходимо содержать учреждения образования, культуры, медицины», — отмечает председатель Народичской поселковой территориальной громады Лидия Бученко.
По ее словам, в состав громады вошли 65 населенных пунктов, из которых 36 относятся к зоне безусловного (обязательного) отселения. Только в 13 не проживают люди, а в остальных живут, обрабатывают землю, выращивают овощи, держат подсобное хозяйство, пасут коров, используя земле зоны безусловного (обязательного) отселения.
На территории Народичской громады работает почти 20 сельхозпредприятий, которые занимаются выращиванием бобовых, зерновых и семян масличных культур. Они зарегистрированы в громаде, платят налоги в местный бюджет, развиваются и хотят расширить площадь для обработки, но с этим возникают трудности.
Громада вынуждена передавать аграриям в аренду земли радиационного контроля, чтобы наполнять местный бюджет. В свою очередь прокуратура, апеллируя к нарушениям действующего законодательства, оспаривает такие решения поселкового совета в суде, а там отменяют договоры аренды. Поэтому некоторые фермеры оставляют земли, которые обрабатывали, и страдают от убытков, а параллельно и громада несет потери.
«У нас есть и другие нерешенные проблемы, связанные с аварией на ЧАЭС. В громаде 229 семей из зоны безусловного отселения до сих пор не получили компенсацию за утраченное жилье. Эта сумма составляет более 43 миллиона гривен. На этот год нам выделили только 207 тыс. грн на обеспечение чернобыльцев медикаментами. Статус потерпевших в нашей громаде имеют почти 5 тыс. человек, получается, что на каждого из той суммы предусмотрено всего 42 грн. В прошлом году это было свыше 400 тыс., перед тем — почти 1 млн грн. Молодежь могла бы оставаться в громаде, но здесь печальная перспектива всю жизнь прожить в съемной квартире. Жилье, которое оставалось от выезжавших людей, передавалось в коммунальную собственность и осталось на балансе коммунального предприятия. Теперь мы предоставляем его в аренду. Люди там живут, платят арендную плату, но жилье не их…», — добавляет председатель громады.
Лидия Бученко говорит, что местные власти неоднократно обращались к центральным, чтобы те помогли решить проблемы громады. Недавно снова приняли обращение к Кабинету министров по поводу медицинского обеспечения. Получили сообщение, что есть поручение премьер-министра рассмотреть этот вопрос и дать ответ. Поэтому пока ждут, будет ли сдвиг в решении чернобыльских проблем через 35 лет после катастрофы.
Меньше всего радиации — в луке, баклажанах, тыкве
В Институте сельского хозяйства Полесья отмечают, что они разработали технологии, которые позволяют в зоне гарантированного добровольного отселения и частично в зоне безусловного (обязательного) отселения получать радиационно безопасную продукцию растениеводства со значительно более низким уровнем загрязнения цезием-137 и стронцием-90, чем закреплено в действующих государственных гигиенических нормативах, таким образом можно было бы вернуть в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч гектаров земли.
«Учитывая радиоэкологическую ситуацию в пределах Житомирской области уже на 2012 год, по данным Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины (НКРЗУ), из 700 населенных пунктов не соответствовали критериям зонирования, то есть могли быть выведены из зон радиоактивного загрязнения, 555 в 9 административных районах. Для этого необходимо провести анализ всех агроэкологических характеристик изъятых земель, на основе которых и должна формироваться приоритетность их реабилитации. Но у нас устаревшая экспериментальная база и острый дефицит радиологов. Альтернативы возврату безопасных в радиационном отношении территорий, а точнее земельных ресурсов в аграрной сфере — на сегодня нет», — отмечает Петр Надточий.
В Институте сельского хозяйства Полесья выяснили, что на накопление радионуклидов клубнями картофеля, который является одной из самых распространенных культур житомирского Полесья, по-разному влияли способы обработки и система подкормки. Так, замена обычной вспашки на глубину 20-22 см мелкой вспашкой или безполицевой обработкой — способствовала уменьшению удельной активности цезия-137 в среднем на треть, а стронция-90 — свыше 17 процентов.
Одним из эффективных методов снижения коэффициента перехода стронция в растительную продукцию является известкование почв. За последние 5-7 лет площади кислых почв значительно выросли не только в полесской, но и в лесостепной зоне, поэтому в известковании нуждаются более полутора тысячи гектаров пахотных земель и окультуренных пастбищ.
Помимо известкования, снижению радионуклидов способствуют фосфорно-калийные удобрения. Калийные уменьшают в почве концентрацию радиоактивного цезия, а фосфорные — стронция. Действенным способом снижения накопления этих радионуклидов в растительной продукции является глинование легких по гранулометрическому составу радионуклидно загрязненных почв с последующей вспашкой на глубину 20-25 см.
Профессор акцентирует, что при ведении сельского хозяйства на загрязненных радиацией территориях необходимо знать особенности каждой культуры: «В зерне кукурузы цезия-137 может быть в 60 раз меньше, чем в зерне люпина желтого. Озимые зерновые накапливают радионуклидов в 1,5-2 раза меньше, чем яровые. Если условно построить цепочку из зерновых и зернобобовых от наименее к наиболее благоприятным к накоплению радионуклидов, то она будет примерно такой: кукуруза на зерно, просо, ячмень, озимая пшеница, рожь, овес, гречиха, горох, люпин. Среди кормовых культур: кукуруза на силос, стоколос безостый, тимофеевка луговая, клевер, подсолнечник, вика, люпин желтый, люпин узколистный. Проведенные нами исследования показали, что в условиях зоны гарантированного (добровольного) отселения зерно люпина узколистного, культуру которого выращивали на дерново-подзолистой почве без внесения удобрений (в селе Грозино Коростенского района), и сейчас по загрязненности цезием превышает допустимые уровни».
Из овощных культур в незначительных количествах накапливают радиоактивный цезий лук, баклажаны, перец сладкий, тыква, немного больше — огурцы, томаты, чеснок, кабачки, морковь, петрушка. Много его собирается в редиске, укропе, белокочанной капусте. Наиболее загрязненными являются щавель, капуста кольраби, столовый буряк.
Надточий констатирует, что до сих пор здоровью людей, которые проживают на зараженных радиацией территориях, наносят вред радиоактивно загрязненные вода и продукты питания. Несмотря на то, что радиационная угроза не миновала, с 1991 года противорадиационные меры для уменьшения загрязненности сельскохозяйственной продукции стремительно сокращаются, а сегодня почти отсутствуют. Население пострадавших территорий бесконтрольно потребляет продукцию собственного производства, рыбу из местных водоемов, собирает лесные грибы, ягоды, а это дает новый виток проблем, которые также требуют решения.