В авраамических религиях стержневая роль отводится мессии. Мессия — это тот, кто приносит людям спасение и освобождение. Слушая речь президента Джо Байдена, приуроченную к 100-дневному пребыванию в должности, задаешься вопросом, что это было — перечисление достижений и описание законодательной и политической программы его администрации или же мессианская проповедь о спасении и освобождении Америки от «зла», которое преследует нашу страну десятилетиями, особенно при администрации Трампа.
С речью о первых ста днях своего президентства Байден выступил на совместном заседании Конгресса. В ней он заявил народу: «Сегодня я пришел поговорить о кризисе и возможностях. О том, как восстановить страну, возродить нашу демократию и завоевать лучшее будущее для Америки». С этих вступительных слов Байден приступил к восхвалению собственной администрации и ее достижений за последние 100 дней и изложению своей повестки дня в области законотворчества.
Байден подчеркнул успех своей администрации в борьбе с пандемией коронавируса. По его словам, удалось ускорить вакцинацию, раздать домохозяйствам чеки на 1тысяча 400 долларов, снизить уровень заражения среди штатов и восстановить экономику. Байден громогласно возвестил об этих успехах, хотя большинство из них — например, тот же уровень вакцинации — во многом заслуга администрации Трампа.
Особое внимание Байден уделил внутриполитическому законотворчеству своей администрации. Оказалось, что его повестка по сути сводится к гигантским тратам на всякие прогрессивные цели и грядущей миграционной реформе. Байден подчеркнул приоритет плана по инфраструктуре на 2 триллиона долларов и провозгласил план расходов еще на 1,8 триллиона. Последний носит название «Американская семья» и предлагает пособия по уходу за детьми, оплачиваемые семейные отпуска и отпуска по болезни, бесплатное всеобщее дошкольное образование, бесплатный общественный колледж и так далее — а еще призывает Конгресс провести иммиграционную реформу.
В финале своего выступления Байден сказал: «Со светом и надеждой мы собрали новую силу, новую решимость, чтобы выиграть соперничество 21-го века». Эти слова изобличают в Байдене политика с либеральными замашками спасителя — он кажется образчиком прогрессивного мессианства.
Политический мыслитель Кеннет Миноуг (Kenneth Minogue) в своей книге «Либеральный разум» рассуждает о либеральном «спасительстве», подразумевая под ним веру, что человеческий удел можно облегчить. То есть, вообще все страдания в мире можно устранить. Этот «спасительский» подход, несомненно, привлекателен — никто не осудит политика, который обещает решить проблемы общества. В самом деле, успех спасительства подтверждается рейтингами Байдена — пока еще положительными.
Однако Миноуг отмечает, что политики-спасители превращают каждую проблему в страдальчество. В каждой из них фигурирует жертва и угнетатель — а значит, требуется реакция правительства, чтобы положить конец страданиям. Байден, убежденный апологет спасительства, предложил дежурный ответ правительства: тратить деньги налогоплательщиков и вводить новые правила и инструкции.
Таким образом, в своем мессианском стремлении решить проблемы Америки Байден намерен увеличить расходы, невзирая на бремя налогоплательщиков, рост государственного долга и страх инфляции — и призывает к жесткому госрегулированию для достижения прогрессивных целей вроде перемены климата. Проблема в том, что уже в следующем году администрация президента вернется и будет призывать к тому же.
Как показывает история, та политика, что Байден объявил в своей речи, проблем Америки не решит. Просто послушайте выступления прошлых президентов и посмотрите их политику на протяжении 20-го и начала 21-го века — они решают одни и те же проблемы. Вызовы, вставшие перед нацией, решит лишь политика, которая ставит во главу угла свободу американцев.
Страдание — это жизненная реальность, факт, который нельзя устранить, а можно лишь облегчить. Это суровая правда, которую политики-спасители, вроде Джо Байдена отчаянно не желают понимать. Байден не первый и, разумеется, не последний обитатель Белого дома, кто претендует на роль освободителя и спасителя нашей республики. Но ради блага нашей нации мы должны остерегаться этих лжемессий.
Охель Родригес — докторант факультета международных отношений Университета Сент-Эндрюс