Зеленский побывал с визитом в Варшаве, где вместе с президентами Польши и стран Балтии отметил 250-летие первой Конституции Польши.
Эта Конституция была принята в 1791 году, но уже через 4 года Речь Посполитая прекратила своё существование, поделённая между Россией, Пруссией и Австрией. Причем сам факт принятия Конституции сыграл в окончательном крахе польской государственности не последнюю роль. Конституцией были недовольны многие дворяне и магнаты, Пруссия из-за нее разорвала союз с поляками, после чего на Польшу пошла войной Российская империя, что и предопределило полный разгром Речи.
Но тем не менее в самой Польше Конституция 1791 года предмет гордости. Ее называют "первой Конституцией в Европе".
Впрочем, понятно, что это был лишь повод собраться президентам.
Само мероприятие было призвано продемонстрировать ещё раз о существовании некоего объединения восточноевропейских стран вокруг Польши. Год назад Польша, Литва и Украина уже создали некий союз "Люблинский треугольник", который пока, впрочем, остается лишь на бумаге.
Из интересных заявлений — слова президента Польши о том, что на июньском саммите НАТО планируют обсудить вопрос "указания Украине формализованным способом дороги, которую она должна пройти для членства в Североатлантическом союзе, дорожной карты для этого членства, которое является фундаментальным вопросом и за что Украина борется".
Формулировка довольно размытая и из неё не совсем понятно, что имеется в виду — предоставление Украине Плана действий по членству в НАТО (то есть официальное приглашение к вступлению в альянс). Либо принятие какой-то очередной, ни к чему не обязывающей, декларации.
Кроме того, польский президент пообещал принять учатие в Крымской платформе, которую собирает Зеленский накануне Дня независимости.
"Страна" разбирались, что означает визит Зеленского в Польшу и о чем говорят заявления Дуды.
"Такая же, как Конституция Орлика"
Политолог и историк Константин Бондаренко объясняет, что повод для визита — скорее натянутый, а реально президенты собрались по другой причине.
По его словам, Конституция 1791 года (Конституция 3 Мая) — не менее мифологизированный документ, чем Конституция Филиппа Орлика.
"И в первом, и во втором случаях мы имеем дело с документами, которые имели нулевое практическое значение: Конституция 1710 года так и не заработала, Конституция 1791 года действовала менее 19 месяцев и была упразднена ее же творцами. Но с точки зрения исторического мифа, укоренившегося в сознании поляков, это — весьма прогрессивный документ, хотя и запоздалый: спустя несколько лет Польша прекратила своё существование как независимое государство, будучи разделённой между Россией, Пруссией и Австрией", — говорит нам Бондаренко.
По его словам, встреча имеет в большей степени показательное значение.
"Анджей Дуда решил собрать представителей государств, формирующих "проамериканский пояс" или "систему Междуморья", о которой так много говорят в последние десятилетия. По сути, это ещё одна попытка актуализировать тему создания в интересах США альянса от Балтийского до Черного моря между Западной Европой и Россией. Зеленский, блуждающий в геополитическом выборе между тремя соснами — немецко-французским проектом Евросоюза, проамериканской системой в Восточной Европе и создающейся осью Лондон-Анкара, вряд ли сможет надеяться на то, что нынешний визит будет прорывным или историческим", — полагает политолог.
Выгода для Польши и блокада "Северного потока-2"
Политолог Руслан Бортник также называет мероприятие в Польше символическим. А подоплека встречи — за океаном.
"Новый "Варшавский договор" он такой — Польша, Прибалтийские страны, Украина. Собрались те страны, которые ориентированы на новую американскую администрацию. В таком объединении Польша лидирует. И это лидерство в том числе в части расширения на Восток. Что Польша и пытается демонстрировать, в том числе лоббируя стремления Киева попасть в НАТО и ЕС. Для Польши потенциальное членство Украины в ЕС и НАТО — это не только инструмент давления на Россию или игры с Россией, не только продвижение американских интересов в Европе, но и очень выгодный сценарий, при котором, если Украина станет членом эти структур, Польша из европейского и трансатлантического пограничного государства превратится в действительно Центральноевропейскую страну. Польша постепенно, особенно на фоне ухода Британии из ЕС, пытается все больше конкурировать за авторитет внутри этой структуры с Германией и Францией. И внутри НАТО пытается быть одним из ключевых партнеров США и Британии в Европе", — объясняет Бортник, зачем Дуда позвал Зеленского на чествование первой польской Конституции.
В целом в экспертной среде считают, что "система Меуждморья" призвана препятствовать развитию отношений между Россией и Западной Европой. Прежде всего по энергетическим вопросам.
"Это объединение проамериканских государств, попытка имитации "новой Речи Посполитой" для недопущения сближения России со Старой Европой", — говорит "Стране" Кость Бондаренко.
"Главная задача — затруднить подачу российского газа на европейские рынки для увеличения доли там американских поставщиков. Для Украины же только потеря российского транзита газа — это около 2 млрд долларов ежегодно", — полагает Александр Ланецкий, управляющий международной консалтинговой компанией из Литвы.
Это соотносится с планами США наладить поставки американского сжиженного газа в ЕС (в том числе и в терминал в Польше), заместив им газ российский.
Стоит отметить, что попытки создать из стран бывшего соцлагеря некий буферный союз во главе с Польшей и под контролем США для препятствования развитию связей между Россией и странами Западной Европы предпринимаются уже давно.
Впервые это проявилось во время войны в Ираке в 2003 году. Когда против планов американцев напасть на эту страну единым фронтом выступила Россия, Германия и Франция, а вот государства Восточной Европы (и особенно Польша) поддержали США.
Затем подобное деление проявлялось еще не раз. Например, во время попыток предоставить Украине План действий по членству в НАТО (ПДЧ), который был заблокирован Германией и Францией в 2008 году, хотя его активно лоббировали США и Польша.
Консенсуса по Украине в НАТО нет
Слова Дуды о том, что на саммите НАТО в Брюсселе Украине дадут некую "дорожную карту", теоретически можно рассматривать как намек на перспективу предоставления ПДЧ.
Но польские эксперты считают это популизмом.
"Польша на словах многие годы поддерживает предоставление Украине членства в ЕС и НАТО. Но это только риторика, в основном как фактор для раздражения России. В то же время в самой Польше правящей партии невыгодно продвигать украинский вопрос, на фоне, с одной стороны, роста националистических настроений, а с другой — почитания в Украине УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.) и Бандеры. Не говоря уже о последнем марше СС "Галичины", что возмутило многих поляков", — говорит "Стране" польский журналист Марчин Ковальчик.
Как отмечает Кость Бондаренко, обещание ПДЧ вряд ли зависит от Дуды.
"Подобные решения в НАТО принимаются консенсусом, а консенсуса по украинскому вопросу нет (Дуда озвучил позицию "атлантической" части Североатлантического блока, но надо понимать, что в нем есть ещё и "европейская" часть). Что касается Крымской платформы, то на нее Дуда приехать может. Но вряд ли это станет серьезным событием для Украины — нам уже так часто оказывали "моральную поддержку", что пора уже на гербе Украины начертать слова героини известного советского фильма: "Не учите нас жить, лучше помогите материально!" — иронизирует политолог.
Бортник также считает, что речь идет не о ПДЧ, а об очередном "расширенном сотрудничестве". Для Зеленского, говорит он, варшавский визит снова позволит создать видимость вступления Украины в НАТО, имитируя это подписанием деклараций или очередными заверениями о том, что "на Западе будут поддерживать вступление Украины в НАТО".
"Даже представление ПДЧ требует консенсуса членов НАТО. А сегодня противников Украины даже больше, чем в 2008 году во время саммита в Бухаресте. Речь идет, возможно, о расширенном сотрудничестве, новой дорожной карте. Речь идет еще об одном эрзац-формате, который, с одной стороны, позволит Польше и сторонникам Украины актуализировать тему вступления Украины в НАТО внутри организации. Предлагая программу расширенного сотрудничества, аспиранство, ставятся в неудобное положение противники вступления Украины в НАТО внутри самого Альянса. Потому что им сложно объяснить, почему они поддерживают страну, у которой такие проблемы с главным противником Альянса, коим является РФ. Сложно объяснить публично, поскольку непублично элиты этих стран разделяют тезис о том, что "мы не готовы воевать с Россией из-за Украины", — объясняет Бортник.
Любопытно, что уже после встречи Зеленский опубликовал сообщение полное скрытых и не очень упрёков в адрес Запада.
Прямым текстом пишет, что Украину "кинули" с вакциной. И полунамеками звучат жалобы на то, что не все (в отличие от Польши) поддерживают стремление Украины в НАТО и ЕС. При том, что Украина — "уже семь лет настоящий, а не метафизический форпост Европы".
Темы Бандеры и УПА* не разрешены
Тем временем, учитывая, что Зеленский в целом продолжает националистическую политику Порошенко, раздражавшую Варшаву, звучат прогнозы о дальнейшем обострении отношений с Польшей.
"В Польше вновь будут подниматься темы Бандеры и УПА* (террористическая организация), которых у Качиньского считают бандитами и прямо не раз заявляли, что Украина не войдет в Европу, пока не откажется от их героизации", — говорит нам польский политолог Бартош Чиж.
Действительно, хоть Зеленский сразу после прихода к власти обещал оттепель в отношениях с Польшей, но пока глобальных сдвигов не произошло.
В Польше по-прежнему многие раздражены национализмом в Украине, а на заробитчан периодически продолжают нападать.
Главные раздражители для Польши — памятники и улицы имени Бандеры и эксгумация могил польских жертв военных конфликтов, которую блокировал Институт национальный памяти во времена Владимира Вятровича.
Кстати, именно при нынешней польской власти в 2018 году приняли так называемый "закон о бандеризме". Документ, среди прочего, вводит уголовную ответственность за прославление идеологии украинских националистов и отрицание преступлений ОУН-УПА против поляков в годы Второй мировой войны.
"Проблема истории, оценка роли ОУН-УПА в Волынских событиях осталась неразрешённой. При этом обе стороны пытаются демонстрировать максимально партнёрство и дружелюбие, которое Польше использует для усиления своего влияния в ЕС и НАТО, а украинский лидер хочет подать как элемент евроинтеграции. Польша пытается по старинке играть адвоката Украины в Европе, но возможности этого адвоката перед лицом западноевропейских судей ограничены", — подытожил Бортник.