С большим интересом я прочитал статью моего коллеги, посла Китая в Португалии Чжао Бэньтана (Zhao Bentang), опубликованную в Diário de Notícias 26 марта.
Несмотря на то, что у России и Китая, независимых и суверенных государств, есть своя собственная история, культура и менталитет, нас многое объединяет. Мы входим в несколько многосторонних форматов, в том числе БРИКС, Большую двадцатку и Шанхайскую организацию сотрудничества, разделяя философию внешней политики, основанную на идеях позитивного развития и неконфронтации, взаимного уважения, равенства прав всех международных игроков и взаимовыгодного сотрудничества.
В целом ряде политических аспектов мы на 100% согласны с Пекином. Среди них, как уже отметил посол Чжао Бэньтан в статье, на которую я ссылаюсь, стремление к здоровым отношениям с Европейским союзом. Мой коллега посол Чжао Бэньтан пишет: «Китайская сторона хочет диалога, а не конфронтации. Стремится к отношениям, в основе которых лежат открытое мышление и инклюзивность, а также к разрешению различий с помощью переговоров». В этой фразе можно заменить «китайская сторона» на «российская сторона», я готов подписаться!
Когда в 2002 году я прибыл в Испанию, чтобы взять на себя обязанности посла Российской Федерации в этой иберийской стране, соседке Португалии, в ходе работы я стал свидетелем того, что можно назвать медовым месяцем в отношениях между Россией и Европейским Союзом.
Недавно созданный механизм Постоянного совета партнерства набирал силу. В 2005 году президент России Владимир Путин, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker), председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Дурау Баррозу (José Manuel Durão Barroso) и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана (Javier Solana) утвердили «дорожные карты» для создания четырех общих пространств между Россией и Европейским Союзом: пространства свободы, безопасности и правосудия; экономического пространства; пространства науки и образования, в том числе вопросов культуры; пространства внешней безопасности. Так был намечен путь к укреплению отношений во всех ключевых сферах, а также к улучшению взаимопонимания между нашими гражданами.
Однако в 2014 году всё поменялось. По прискорбной инициативе Европейского Союза была заморожена работа ключевых форматов сотрудничества между Москвой и Брюсселем. Стоит только вспомнить, что саммиты Россия-ЕС проходили дважды в год, а с 1997 года по 2014 год было организовано 32 встречи на высшем уровне. Помимо этого, каждый год проходила встреча между главой российского правительства и председателем Европейской комиссии. Из-за занятой ЕС позиции, между министром иностранных дел России и его коллегами из ЕС и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности не состоялось ни одной встречи ни в «люксембургском формате», ни в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН.
Приостановлено сотрудничество России и ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия. Нет успехов в улучшении правовой базы. В марте 2014 года Европейский Совет решил заморозить переговоры по новому глобальному соглашению между Россией и ЕС. То же самое произошло и с переговорами по либерализации визового режима, целью которых был постепенные переход к свободному перемещению людей.
Остановлена подготовка проектов соглашения о сотрудничестве между нашей страной и Евроюстом, а также соглашения о стратегическом и оперативном сотрудничестве с Европолом. Не реализовываются планы по укреплению доверия в сфере антикризисного управления, гражданской обороны, обмена секретной информацией и военно-технического сотрудничества. Уже годы заморожены все 17 специальных диалогов Россия-ЕС, в частности в сфере здравоохранения, энергетики и защиты окружающей среды.
Если мы хотим исправить состояние наших отношений, которые, по мнению многих, значительно ухудшились, крайне важно продолжить работу, направленную на создание четырех уже упомянутых общих пространств. Только так можно будет решить проблему геополитического соперничества в зоне общего соседства и избежать искусственной и порочной логики «быть с Россией или быть с ЕС». Этот подход также значительно поможет укрепить «стратегическую автономию» ЕС.
Инициатива России создать общее экономическое и гуманитарное пространство и пространство безопасности от Лиссабона до Владивостока без каких-либо разделительных линий продолжает существовать. Именно для этого и существует дипломатия: наводить мосты, изучать потенциал сотрудничества в сферах взаимной выгоды, уметь не только понимать, но и уважать опасения, законные интересы и ценности друг друга.
Я уже два с половиной года выполняю обязанности посла России в Португалии и, основываясь на своем богатом опыте общения с представителями местной власти, могу сказать, что и российская, и португальская дипломатия — носители этих качеств. Желание не закрывать двери, а разговаривать и искать выход — вот что характеризует дипломатическую службу Москвы и Лиссабона.
Сам по себе этот факт вселяет уверенность в будущем. Уверенность в том, что благородное искусство португальской дипломатии, я имею ввиду нынешнее президентство Лиссабона в Совете ЕС, внесет свой позитивный вклад и сделает отношения между Москвой и Брюсселем, двумя соседями по континенту, более здоровыми.