Если верить советской пропаганде, рабочим жилось прекрасно и у них было все необходимое. В действительности же все было не так радужно. Многое было в дефиците — например, автомобили. А спортивных автомобилей и вовсе не существовало.
В Советском Союзе большинство товаров разрабатывались в разных бюро. Организация, в чьи задачи входила разработка транспортных средств, которые, по мнению государства, могли пригодиться советскому гражданину, называлась Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт.
Для простоты ее обычно обозначали НАМИ.
В 1960-е годы там работала небольшая группа инженеров, которая неспешно создавала мертворожденные прототипы разных машин. Квадратные такси, квадратные автомобили-амфибии для военных, квадратные маленькие легковушки, которые никогда не будут построены.
И вот в 1963 году кто-то из сотрудников начал набрасывать проект спортивного автомобиля — полностью втайне. Ведь никаких спортивных автомобилей в текущем пятилетнем плане, одобренном свыше, не было, и едва ли для них нашлось бы место и в следующем.
По задумке, автомобиль не должен был иметь какую-то невероятную конструкцию — предполагалось, что это будет простая двухместная машина для обычных людей. К тому же материалов для работы было не слишком много, поэтому инженеры отталкивались от конструкции «Запорожца» — модели ЗАЗ-965. На Западе эту машину знают под именем «Ялта».
Это означало, что у автомобиля будет V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением мощностью в 30 лошадиных сил. Вокруг него располагалась трубчатая рама, а кузов должны были отлить из стеклопластика.
А вот дизайн оказался ни на что не похож. Хотя, возможно, сзади и можно было различить некоторые черты автомобилей Ghia Supersonic 1950-х годов, но их слегка напоминают и модели, которые Moretti и Fissore в то время выставляли на автомобильных салонах в Италии.
Автомобилю дали имя: «Спорт-900».
Теперь его нужно было где-то производить. Проект вышел за пределы НАМИ, и держать его в секрете стало сложно.
Кузьма Дурнов, директор завода, который производил детали для автомобильной промышленности, стал своего рода защитником «Спорта-900». Вот почему эти автомобили начали называть КД «Спорт-900».
Вскоре история просочилась в прессу. Единственный советский спортивный автомобиль показали общественности и дали понять, что на эту модель есть спрос.
Был ли на самом деле спрос или нет, неизвестно, но массово производить «Спорт-900» так и не начали. В общей сложности за несколько лет вручную собрали всего шесть автомобилей.
Когда о проекте услышало верховное руководство СССР, его решительно пресекли. Народу не нужно никаких спортивных автомобилей, так что ничего такого в стране быть не должно, и точка!
Но «Спорт-900» было не так просто уничтожить. Сегодня, похоже, как минимум четыре из шести экземпляров по-прежнему целы. Правда, все они в очень плохом состоянии.
Когда же мы увидим первый отремонтированный советский спортивный автомобиль?