В разных странах все еще находят «скелеты в шкафу», оставшиеся в архивах после самого страшного и кровавого конфликта в истории человечества. «О Великой Отечественной войне мы привыкли рассказывать, прежде всего, героические истории, но как-то забыли о тех, которые повествуют о поддержке оккупационного режима. Они всплывают только в последние годы», — отмечает историк Института исследования тоталитарных режимов Яромир Мрнька, который выступил в эфире «Чешского радио Плюс».
«У нас хранится масса «скелетов в шкафу» еще со времен окончания войны. Речь идет, прежде всего, о насилии в отношении немецкого населения, его истреблении и изгнании. Тогда проводилось не что иное, как этническая чистка», — заявил он в радиоэфире.
Это пятно на нашей истории специалист объясняет разочарованием, которое царило тогда в обществе и брало начало еще в Мюнхенском сговоре. «Это можно считать своего рода местью за причиненные обиды. Однако весьма видную роль тут сыграли и чехословацкие власти, которые не пресекали это насилие так, как следовало бы».
Военные обиды и дело Врбетице
В связи с делом Врбетице и высылкой российских и чешских дипломатов в российском общественном пространстве посредством СМИ по Чехии наносятся удары разного рода. Так, недавно в одном государственном СМИ заявили, что чехи и словаки сотрудничали еще с Гитлером.
«Конечно, искать справедливости в интерпретации истории мы не можем. Но и без того данная интерпретация искажена и однобока», — полагает историк.
«Конечно, во время Второй мировой войны на территории тогда по сути не существующей Чехословакии была тенденция к сотрудничеству и поддержке нацистского режима. Но, с другой стороны, необходимо помнить, что немалые группы населения подвергались преследованиям, многие страдали и были те, кто не поддавался этому режиму легко».
Однако русские продолжают говорить о войне и событиях, с ней связанных. Недавно большой резонанс вызвал демонтаж памятника маршалу Коневу с площади в Праге 6.
«Современная Россия переняла многие элементы имперской политики времен СССР и царизма. Поэтому она всерьез претендует на пространство Центральной и Восточной Европы, которое русские получили как зону своего влияния после Великой Отечественной войны. Русские продолжают считать ее мощным подъемом в борьбе с фашизмом. Обратите внимание, что они оперируют понятием «фашизм». Также они уверены, что освободили те народы, к которым относимся, в частности, и мы, от фашизма».
Русские видят неблагодарность
По мнению Яромира Мрньки, еще с 90-х русские видят неблагодарность в том, что об этом моменте их истории забывают: «При этом они равнодушны к историческим переживаниям, связанным с последовавшим периодом советского влияния и советской оккупации. Речь об интервенции в Венгрии, Польше и Чехословакии в 1968 году».
Но именно тот травматичный опыт чехов и словаков, полученный в августе 1968 года, многое изменил. «Эти события изменили трактовку освобождения 1945 года. В последние годы это нашло отражение и в общественном пространстве, в определенной политической памяти, которая только по прошествии времени осмыслила освобождение. Но русские воспринимают это в штыки как проявление черной неблагодарности», — полагает историк.
А ведь Россия выстроила на освобождении весь свой советский режим и свою послевоенную легитимность. Причем как в самом СССР, так и в своих сателлитах.
«Русский» равно «спаситель»
Историк согласен с мыслью о том, что современной России как будто все время нужны враги. «Тот элемент фашизма, который появляется и в конфликте с Украиной, очень выражен. Россия как будто берет на себя роль спасителя, помощника, защитника, что связано с нестабильностью ее собственных позиций, которые довольно долго оставались неоспоримыми».
По мнению историка, на Советский Союз долго смотрели как на настоящую мировую державу, которая может равняться с Соединенными Штатами.
«Пока не развалилась парадигма холодной войны, русские неустанно поддерживали этот свой статус. Но в 90-е годы общественные элиты были совершенно дезориентированы. Они привыкли к тому, что их считают мировой державой, но вдруг им пришлось что-то предпринимать еще и самим».
Однако свои скелеты в шкафу есть и у чешского народа, начиная с Белой горы, Австро-Венгрии и заканчивая Мюнхенским сговором и оккупацией. И во всех этих событиях, как считает Яромир Мрнька, чешская государственная власть не проявила себя, как должно.