За последнее десятилетие неизменным очагом напряженности среди политических и промышленных игроков трансатлантического сообщества остается один проект: «Северный поток — 2». Проект оброс столькими загадками и извивами сюжета, что его можно запросто спутать с картиной бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Но геополитическая реальность такова, что это нечто принципиально иное. Помимо собственно транспортировки российского газа в Германию, «Северный поток — 2» способствует путинским махинациям, чтобы обойти Украину и подорвать ее экономические и политические рычаги, одновременно перечеркивая всякий прогресс на ниве энергетической безопасности. Ирония в том, что это проект не заслуживает ни малейшего внимания в кулуарах Берлина или Брюсселя — особенно когда на границе с Восточной Европой сосредоточились российские войска. Настал момент для Германии встать на сторону соседей и США и поддержать общий взгляд на энергетическую безопасность Центральной и Восточной Европы.
Тайная история трубопровода, достойная мини-сериала от Netflix, изобилует российскими шпионскими интригами, политическими махинациями, подкупленными политиками, изобретательной передачей прав на собственность и юридическими головоломками и каверзами, проверяющими компетентность Европейского Союза.
При этом Центральная и Восточная Европа выиграли от энергетической революции в США от эффективного освоения сланцевого газа. Страны, лишенные энергетического разнообразия, теперь осознали, что у них появилась альтернатива российскому газу со всеми вытекающими. Но давайте проясним, что одного американского СПГ недостаточно, чтобы ослабить российское влияние на рынок ЕС — и никогда не будет достаточно. Скорее, это даст передышку и возможность переиграть калечащие контракты с российским Газпромом. Другими словами, способность России делать из энергетики предмет политического шантажа перестанет быть данностью.
Сегодня политики со всех сторон пеняют со своих трибун России, Германии или США за их вмешательство, близорукость либо односторонний подход. Но они не видят за деревьями леса. В конце концов, разумная внешняя политика требует как стимулов, так и сдерживающих факторов.
Признавая сопутствующие риски энергобезопасности, возникшие с завершением строительства «Северного потока — 1» в 2011 году и российской аннексией Крыма в 2014 году, двенадцать стран-членов ЕС запустили Инициативу трех морей (3SI), сосредоточившись на развитии независимой энергетики, транспорта и цифровой инфраструктуры.
Фонд «Триморье» с инвестиционным пакетом в 1,2 миллиарда долларов (который к тому же постоянно растет) консультирует лондонская компания Amber Infrastructure Group — на нынешнем этапе она оценивает долгий список инфраструктуры, стратегически важной для развития. По опыту работы в сенатском комитете по международным отношениям и из своих многочисленных поездок на Украину президент Джо Байден знает цену европейской инициативе, направленной на продвижение экономических связей ради развития возможностей, процветания и безопасности.
Теперь у Байдена появился мощный инструмент в виде Международной финансовой корпорации развития США и обязательств объемом до 1 миллиарда долларов, чтобы помочь Европе воплотить в жизнь свои энергетические планы через Инициативу трех морей. Эти фонды с доступным в настоящее время бюджетом в 300 миллионов долларов, представляют собой первую порцию американских инвестиций США в следующую главу энергетической истории Европы. Однако эти средства, выделенные еще при администрации Трампа, команда Байдена до сих пор не распределила.
Назначать в Госдепартаменте нового царя по «Северному потоку — 2» уже, наверное, слишком поздно — особенно в свете подготовки уязвимых европейских стран к следующему отопительному сезону. Госсекретарь Энтони Блинкен должен не только полностью выполнить предусмотренные законом обязательства, чтобы не дать «Северному потоку — 2» воплотиться, но и призвать Конгресс выделить ресурсы внутри администрации, чтобы как можно скорее предоставить Европе средства для строительства правильных трубопроводов. Совместное финансовое обязательство США и Германии по Инициативе трех морей поможет ликвидировать ущерб, нанесенный «Северным потоком — 2».
Сэм Бьюкен занимал должность директора по международной экономической политике в Совете национальной безопасности и Национальном экономическом совете. Бывший старший советник по международным отношениям министра энергетики Рика Перри (Rick Perry)