Карабахская война осени 2020 года резко изменила обстановку в южно-кавказском регионе и оказала отрезвляющее воздействие на армянское общество. Она подчеркнула всю серьезность ситуации, в которой оказалась Армения, тот взрывоопасный региональный и глобальный контекст, в котором продолжают развиваться события вокруг нее, и поставила перед Арменией вопрос о выживании, о сохранении государственности. Из печальных событий прошлой осени необходимо сделать четкие выводы, исправить грубые ошибки, допущенные на дипломатическом фронте, восстановить силы и жизнеспособность Армении, иначе ей грозят еще более серьезные последствия.
Исходить надо из основополагающего конфликта, играющего решающую роль в международной политике последних двух десятилетий: обострение конфликта между Россией и Западом, фактическая вторая холодная война, фронт которой передвинулся на восток, и афтершоки которой отзываются и в нашем регионе. Произошла ломка всей системы международной безопасности, контроля над вооружениями, международных договоров и норм, сформировавшихся в 1980-х — 90-х годах, после первой холодной войны. В частности, это отказ от системы коллективной европейской безопасности, возврат к политике применения силы, одностороннего расширения альянсов, одностороннего принятия решений и интервенций, изменения международных границ, короче говоря, возврат к закону джунглей и крайне нестабильной, взрывоопасной обстановке в мире. К сожалению, попытки изменить правила игры и установить новый мировой порядок, как часто бывает после окончания крупных войн, имели короткую жизнь.
Конфликт между Россией и Западом продолжает обостряться. Основной угрозой для России является расширение блока НАТО к ее границам, попытки вытеснения России из традиционных зон ее влияния, ее сдерживание и изоляция, вмешательство во внутренние дела России и ее союзников, окружение ее новым «санитарным кордоном», то есть альянсом враждебных стран, как это было в прошлом веке. Отсюда и вполне закономерная реакция России: недопущение западного доминирования в жизненно важных для нее регионах вблизи своих границ, создание для этой цели альтернативных региональных структур, поиск новых союзников, желание расколоть враждебный ей альянс и создать ему противовес.
То, что происходит во взаимоотношениях Россия-Запад, вполне соответствует понятию «дилемма безопасности» или спирали эскалации, описанной немецким аналитиком Джоном Герцем в 1951 году. Одна сторона принимает меры для обеспечения своей безопасности, тем самым создавая угрозу безопасности другой стороны. Та отвечает ответными мерами для обеспечения своей безопасности, в свою очередь создавая угрозу первой стороне, и так далее, что ведет к спирали эскалации. Расширение НАТО на восток, проведенное без учета интересов России и включения в него других стран региона, вместо того, чтобы обеспечить безопасность восточноевропейских стран, привело к прямо противоположному результату, подорвав всю систему европейской безопасности и вновь расколов мир на два лагеря.
Для Армении эта ситуация имеет тяжелые последствия. Находясь на линии разлома между двумя полюсами, не обладая значительным военно-стратегическим потенциалом, находясь в фактическом окружении враждебных сил, она не может позволить себе неопределенность в своей внешней политике. Наивные попытки определенных сил заручиться поддержкой Запада во время войны еще раз показали свою смехотворность. Эмиссары нынешних правителей Армении были вынуждены с опущенными глазами выслушивать от генсека НАТО, что «Турция — наш ценный союзник», а от министра обороны США — что «США надеются, что Армения сможет себя защитить». Более унизительного, публичного провала было трудно представить. Армении еще раз, в который раз, как и 100 лет назад, был преподнесен урок: Запад не имеет военно-стратегических интересов в Армении, да и в регионе в целом, которые он будет защищать с применением вооруженных сил. Удивительно, что даже после отступления сил США из Сирии и фактического предательства своих сирийских союзников-курдов, этот урок в Армении так и не выучили. Теперь пришлось это понять на собственной коже.
Что же касается Турции, то конфликт между Западом и Россией открыл для нее широкое поле возможностей, как и 100 лет назад. Пользуясь этим конфликтом и своими значительными военно-стратегическими и экономическими ресурсами, Турция умело торгуется с обеими сторонами, преследуя собственные интересы. И это тоже вполне логично и нормально с точки зрения международной политики. Турция проводит независимую линию на рост своей мощи и влияния как ведущей региональной державы, выступает в роли лидера тюркского мира, в котором она проводит экономическую, политическую и военную интеграцию. Если в начале 20 века Турция ограничилась восстановлением своей территории в пределах Анатолии, то при Эрдогане речь идет о проецировании турецкого влияния на восток: Кавказ, Среднюю Азию, Ближний Восток, о создании сферы влияния новой «Восточно-Османской империи».
Запад и Россия проводят вполне понятную и знакомую политику по отношению к Турции: «разворот» в противоположную сторону, к противнику. Это напоминает политику Запада и СССР по отношению к Германии 1930-х годов, когда каждая сторона стремилась умиротворить ее, подталкивая к конфликту с противником. В результате, как мы помним, проиграли и те и другие. Сейчас же мы видим, как Запад пытается использовать Турцию для вытеснения России из Закавказья и сдерживания ее с юга, в идеале — спровоцировать русско-турецкий конфликт, а Россия стремится от этого конфликта уйти, притянуть Турцию к себе и отколоть ее от Запада. Все совершенно понятно, логично и вполне соответствует правилам международной дипломатии.
Все это создает тяжелое положение для Армении. Конфликт между Западом и Россией может длиться еще несколько десятилетий (первая холодная война длилась 40 лет). Роль Турции в этом конфликте будет оставаться значительной, ее политика — экспансионистской и агрессивной, а российско-турецкое сближение может продолжаться. На пути Эрдогана стоит маленькая Армения и 30-километровый Сюникский перешеек. Перед Арменией стал вопрос сохранения государственности и выживания.
Что может этому противопоставить Армения? Во-первых, компетентное руководство и виртуозную дипломатию, восстановление доверительных, стратегических отношений со своим единственным военно-стратегическим союзником, а также нормальных политических отношений с дружественными странами на Западе и Востоке. Во-вторых, стратегию агрессивного экономического и научно-технологического развития, которая может в будущем создать собственный сдерживающий потенциал и меньшую зависимость в обеспечении собственной безопасности, полноценный, взаимовыгодный союз с Россией. В перспективе — нормализация отношений с соседями, основанная на взаимном уважении, признании исторической правды, отказе от насилия и этнических чисток как метода разрешения конфликтов.
Необходимая коренная реформа системы образования, создание подлинной, компетентной, прогрессивной элиты, способной произвести настоящих государственных деятелей, экспертов, ученых. Отказ от кумовства, провинциального доморощенного дилетантизма, самоизоляции, отсталости, ретроградного мышления, имитации государственности. Если продолжать по тому пути, по которому мы шли последние 30 лет, и особенно последние 3 года, то не стоит удивляться результатам. Армяне снова преобразуются в этническую группу, разбросанную по разным странам, просящую покровительства других государств, как это было последние 1 000 лет, и постепенно ассимилируются с другими народами. Если мы хотим этого избежать, то выводы надо делать уже сегодня.