Клеменс Лавель: Не могли бы вы немного рассказать о своей ассоциации? Чем вы занимаетесь? Каково предназначение этой организации, и какова ваша целевая аудитория?
Кристин Кохут (Christine Kohut): С самого начала протестов на Майдане в 2013 году живущие на севере Франции украинцы решили создать ассоциацию. Идея заключалась в том, чтобы сформировать площадку, где смогут встречаться украинцы и любители Украины. Вступая в контакт с населением посредством демонстраций, мы поняли, что люди в Лилле вообще ничего не знают про Украину. Они могли лишь вспомнить ошибочные стереотипы и чернобыльскую катастрофу.
Так была создана наша ассоциация «Украинский портал». Ее главная цель — познакомить людей с настоящей Украиной, с Украиной современной и исторической. Еще одна цель заключается в укреплении сотрудничества и партнерства между Украиной и Францией. Речь идет о гражданском обществе, а также о возрождении партнерства между Лиллем и Харьковом, которое было создано в 1970-х годах, но в последние годы пошло на спад. Вторая главная цель ассоциации — стать местом встреч для украинцев и друзей Украины. Вот почему раньше мы проводили много культурных мероприятий. До начала пандемии covid-19 мы показывали в Лилле до восьми документальных фильмов в год на различные темы. Важную роль также играли литературные мероприятия. «Книжный салон» (книжная ярмарка) в Париже проходит ежегодно в марте, и там есть украинский стенд. Посещавшие ярмарку украинские писатели также приезжали в Лилль, поскольку от Парижа до него всего час езды поездом. Мы также организовывали множество концертов.
Ассоциация старается быть причастной к коллективной динамике, добираясь до самой разной аудитории. До 2019 году «Украинский портал» был партнером общенационального Фестиваля солидарности в Лилле, который проходит ежегодно с разной тематикой. В 2019 году главной темой была экология, и наша ассоциация решила рассказать о Чернобыле. Украинско-немецкий режиссер Элизабет Фаст (Elisabeth Fast) сняла фильм о новых обитателях Чернобыля под названием «Придорожная радиация». В нем она рассказывает, как жители восстанавливают свое жизненное пространство, пытаясь воссоздать социальную структуру и общественную жизнь, несмотря на радиоактивное заражение местности. Мы показали фильм и пригласили режиссера. Мероприятие прошло очень успешно, собрав людей, которые в большей степени интересовались экологией, нежели проблемами Украины. Цель состояла в том, чтобы взять проблемы универсального характера и спроецировать их на Украину. Мы также каждый год вспоминаем устроенный Сталиным в 1933 году Голодомор, проводя ознакомительное мероприятие об этой трагедии.
Ваша ассоциация была создана в ответ на события 2013-2014 годов, а именно, на революцию достоинства на Украине. Какова, на ваш взгляд, была реакция французского общества на эти события?
Почему ваша ассоциация базируется в Лилле? Там есть крупная украинская диаспора?
С 1950-х по 1970-е годы в Лилле существовала сильная украинская община. Первая волна иммигрантов прибыла сюда в межвоенный период с польскими паспортами. В 1919 году Франция выбралась из Первой мировой войны, и страну надо было восстанавливать. Ей нужны были рабочие руки на заводах, в шахтах и в поле. Французское правительство заключило договор с Польшей (которая незадолго до этого получила признание как государство) об отправке людей во Францию. В то время границы Польши находились восточнее, и все территории вокруг украинского на сегодняшний день Львова принадлежали Польше. В 1918 году 35% польского населения составляли национальные меньшинства, и украинцы были среди них самой многочисленной группой. По этой причине украинские иммигранты приезжали во Францию с польскими паспортами. Вторая волна иммигрантов прибыла после Второй мировой войны. В основном это были люди из трудовых лагерей, не желавшие возвращаться в СССР. На Западе они получали трудовой договор и статус политического беженца.
Север Франции — это промышленный район. Поэтому он и привлекал таких людей, ведь во время этих волн иммиграции спрос на рабочую силу был большой. Вокруг Лилля сформировалась очень активная украинская община. Появился украинский приход греко-католической церкви, возникли многочисленные культурные инициативы: театр, песни, танцы. Община была очень организованная, сплоченная вокруг греко-католической церкви, находившейся в подвале лилльского кафедрального собора. Это была единственная иностранная община, получившая место для богослужения в соборе. Был также культурный центр Святого Владимира, где мы проводили всевозможные мероприятия. Украинцы даже купили поместье в Ле-Като, назвав его в честь митрополита Андрея Шептицкого (1865-1944 гг.), который был важным религиозным и общественным деятелем на Украине, имел большое значение для украинской диаспоры и выступал за независимость Украины. Потом поместье было переименовано в «Украинский дом». В то время это был монастырь и летний лагерь для детей, которые часто жили в плачевных условиях. Так дети рабочих и сельских тружеников получили возможность жить в украинской культурной среде. Затем в 1960-е годы началась мощная волна украинской иммиграции в Канаду и Соединенные Штаты. Оставшиеся постепенно интегрировались, и украинская община уменьшилась. В 2014 году, накануне революции достоинства, там почти ничего не осталось, за исключением греко-католического прихода.
А как насчет украинской диаспоры в других районах Франции?
Существует прочная сеть ассоциаций, которая после революции достоинства 2014 года постоянно пополняется. Значительную часть диаспоры составляет религиозная община, а именно православная церковь и греко-католики византийского обряда. Главное отличие греко-католиков от латинской (римской) католической церкви состоит в том, что их священники не дают обет безбрачия, поэтому могут жениться. Собор святого Владимира Киевского в Париже каждое воскресенье заполняют верующие. Есть также церковь в Санлисе, снимающая часть нагрузки с парижского прихода. В Лилле религиозная община поменьше, но прихожане всегда появляются в храме на Рождество и на Пасху. В 1981 году была открыта украинская церковь в санктуарии в Лурде. Священник собирал деньги на строительство этой церкви по всем украинским общинам Франции и других стран. Священники часто занимали заметное место в жизни украинских общин. Однако украинская диаспора во Франции не настолько многочисленна, как другие иммигрантские общины, скажем, итальянские или алжирские. Если из Лилля уезжает десяток человек, мы сразу это замечаем. Особенно это касается людей постарше, которые переезжают нечасто.
События 2014 года раскололи украинскую общину во Франции?
В то время все сплотились. Не было никакого раскола. Напротив, на мой взгляд, Майдан стал тем событием, которое нас спаяло, объединило, помогло сплотиться и выступить заодно. Среди украинских иммигрантов по сей день явным источником напряженности является языковой вопрос. Дети бывших украинских иммигрантов всегда боролись за независимость Украины. На их взгляд, это прежде всего политическая независимость. Но во Франции всегда подчеркивалась важность языковой независимости. Было исключительно важно говорить по-украински, практиковаться в украинском языке. Например, в середине ХХ века единственная языковая напряженность (на севере Франции) была с польским языком. Были поляки, говорившие по-польски, и поляки, говорившие по-украински. После обретения страной независимости ситуация изменилась. Теперь напряженность возникает между старыми иммигрантами, говорящими на украинском, и новыми, многие из которых говорят по-русски. В основном это украинцы с востока Украины. С началом войны в Донбассе мы наблюдаем перемену. Все те украинские иммигранты, которые говорили по-русски, начали постепенно переходить на украинский. Думаю, здесь действует два фактора. Это пребывание в среде старых иммигрантов, которые всегда говорили по-украински, и среди молодых украинских беженцев, воевавших в Донбассе. Я сама наблюдаю эту склонность украинских иммигрантов говорить по-украински. Я вижу это и в нашей ассоциации.
На политическом уровне противоречий между украинцами нет. Но существует очевидная напряженность с русскими и со сторонниками нынешней российской политики.
Появилась ли новая волна украинской иммиграции во Франции?
Не могу дать вам точный ответ. Могу только сказать, что после Майдана друг с другом встретились разные поколения украинских иммигрантов. Сейчас существует связь между старым и новым. Иммигранты в провинциальных городах, таких как Лилль, сильно отличаются от живущих в Париже. Среди первых часто можно найти высококвалифицированных выпускников вузов, у которых есть трудовой договор. Конечно, в Париже тоже есть люди с высшим образованием, но не только. Есть также люди, приезжающие работать сиделками или строителями. Они приезжают, чтобы заработать, а потом вернуться на Украину. Мы не можем сегодня говорить о едином сообществе украинских иммигрантов. Скорее, есть несколько общин.
Каковы сегодняшние цели ассоциации? Например, в Донбассе продолжается война, но интерес французских СМИ к этой теме как будто угас.
К сожалению, людям больше не интересна эта война. Поэтому, чтобы заставить их заговорить об Украине, нам приходится организовывать для них культурные мероприятия. Таким образом мы выводим ситуацию на Украине на передний план и знакомим с ней людей.
Какие у вас есть культурные инициативы?
Позвольте сказать несколько слов о проекте под названием Ukraine-Mémoire (Память об Украине). Его цель — сохранить историю украинской иммиграции во Франции. В 2016 году, когда Генеральная комиссия по территориальному равенству выступила с призывом реализовать проекты на тему роли иммиграции на севере Франции, наша ассоциация представила предложение. В то время никто о нас не знал. Даже польская община. Этот проект позволил нам создать первый документальный фильм, в основу которого легли интервью с детьми иммигрантов. Мы начали собирать всевозможные архивы и документы, которые можно было сохранить. Это была работа о семьях выходцев с Украины.
На основе этих коллекций мы создали выставку, что позволило нам получить известность. Второй крупный проект в рамках «Памяти об Украине» — это восстановление истории «Украинского дома». Поместья в Ле-Като больше нет, оно было снесено. Поэтому мы постарались собрать как можно больше документов и найти очевидцев тех времен. Эти люди поделились с нами воспоминаниями и фотографиями. Они представлены в книге об истории «Украинского дома». Книга эта также стала темой выставки, которую мы провели в партнерстве с местечком Ле-Като. Это мероприятие стало огромным успехом для городка такого размера. Сегодня «Память об Украине» превращается в полноправную организацию, которая посвятила свою деятельность исключительно украинскому присутствию во Франции.
У вас есть какое-то представление о других культурных инициативах, организуемых во Франции на тему Украины?
После последнего Майдана количество инициатив по Украине во Франции существенно увеличилось. Повсюду начали возникать многочисленные ассоциации. После 2020 года ситуация осложнилась, но эти инициативы не были прекращены. Другие украинские ассоциации во Франции в целом очень похожи на нашу, но есть и благотворительные организации. В качестве примера можно привести Aide Médicale Caritative France-Ukraine (Благотворительная медицинская помощь Франция — Украина), которая отправляет на Украину медицинское оборудование и имущество — на линию фонта или в западные районы страны. Она активно работала даже во время covid-19. Еще я хотела бы упомянуть Fédération Echange France Ukraine (Федерация обменов Франция-Украина). Эта организация была создана в 1992 году и поначалу принимала детей из Чернобыля. Теперь она сменила направление деятельности и больше ориентируется на студенческие обмены, а также занимается организацией стажировок украинских студентов во французских компаниях.
Как на вас повлияла пандемия covid-19?
С началом пандемии наша ассоциация прекратила деятельность, но мы планируем организовать выставку на бывшей текстильной фабрике. Эта фабрика находится в Рубе, текстильной столице Франции. Тема выставки — украинский текстиль. Она будет состоять из нескольких частей. Первая часть — работы современных художников. Например, фотовыставка о гуцулах, на которой также будет представлен гуцульский текстиль. Также будет показан фильм «Спадок», снятый украинскими студентами. Там представлены женские наряды из разных регионов Украины. Вторая часть посвящена украинским иммигрантам, особенно с севера Франции. Будет презентация о танцевальном коллективе L'écho de l'Ukraine de Roubaix (Эхо Украины в Рубе), который очень активно выступал в 1950-х годах. Он состоял из 35 певцов и танцоров, и все они работали в текстильной промышленности. Они шили для труппы народные костюмы, которые тоже будут выставлены. В то время труппа входила в состав Французской конфедерации христианских рабочих. Таким образом их история связана с работой и текстилем во всех формах. Будет также выставка фотографий украинских иммигрантов в традиционной одежде, будет представлена история рушника (украинская домотканая ткань).
Кристин Кохут родилась в 1971 году в семье украинцев, переехавших во Францию после Второй мировой войны. Она изучала русский язык и коммуникации. Кохут работала в ряде компаний и руководила федерацией народного образования. Сейчас занимается ознакомлением общества с украинским присутствием во Франции, о котором в этой стране почти ничего не известно.