В разведке и на Капитолийском холме крепнут подозрения, что Россия подлым образом нападает на американцев. Конкретно, разведка изучает целенаправленные радиочастотные атаки (они же «микроволновые») на нервную систему сотрудников правительства США, занятых во внешней политике или национальной безопасности.
Осведомленные лица в службе национальной безопасности считают, что эти атаки начались в 1996 году, когда двое сотрудников Агентства национальной безопасности приехали в Россию по делам. По возвращении домой оба преждевременно заболели болезнью Паркинсона, а один из них скончался в 2013 году. Проблема микроволнового оружия обрела второе дыхание в 2016 году, когда сотрудники Госдепартамента и ЦРУ в недавно открывшемся посольстве в Гаване на Кубе пожаловались на странные симптомы — звон в ушах, тошноту, головокружение и даже кровотечение из носа. Об аналогичных инцидентах с 2016 года сообщают американские сотрудники по всему миру — в том числе в Восточной Европе, Китае и даже в Вашингтоне, округ Колумбия.
Президент Джо Байден и недавно назначенная группа национальной безопасности пообещали заняться этим вопросом в первую очередь. Это долгожданный сдвиг после администрации Трампа, которая, казалось, все спускала на тормозах, лишь бы унять шумиху. Заметным исключением стал бывший министр обороны Крис Миллер (Chris Miller), который требовал гораздо более активных действий в поддержку и защиту пострадавшего персонала.
Республиканцам в Конгрессе в будущем предстоит сыграть важную роль. Следуя примеру зампредседателя сенатского комитета по разведке Марко Рубио (Marco Rubio), республиканцы должны требовать, чтобы разведка и высокопоставленные чиновники Байдена держали их в курсе дела. Предстоит сосредоточиться на трех ключевых проблемах.
Во-первых, надо убедиться, что американцы, пострадавшие от предполагаемых атак, получат необходимую поддержку.
В-третьих, и это напрямую вытекает из второго, если и когда Россию признают виновной, республиканцы должны потребовать решительного ответа.
В сложившихся обстоятельствах администрации Байдена будет совершенно недостаточно просто выслать ряд российских шпионов или наложить санкции еще на несколько чиновников из ближайшего окружения Владимира Путина. Однако, учитывая недавнее стремление Байдена встретиться с российским лидером на высшем уровне, вполне возможно, что его предвыборная риторика о жесткости к Путину так и останется на бумаге.
Республиканцы должны потребовать более соразмерного ответа — в том числе санкций против российского газопровода «Северный поток — 2» и высылки российского посла. Обязательны и тайные шаги по противодействию и пресечению как самих атак, так и тех, кто за ними стоит. Такая реакция может показаться чрезмерной, но если за этими нападениями действительно стоит Россия, их серьезность и масштаб дают полные основания считать их военными действиями.
Сейчас республиканцы, может, и в меньшинстве, но поскольку американцы предположительно подвергаются постоянным атакам, необходима крайняя бдительность.