Чикаго — До пандемии компании и работники во всём мире пользовались электронной почтой и конференц-связью для снижения расходов на коммуникации. Но отсутствие координации затрудняло использование этих технологий в полной мере. Отправить электронное письмо было легко, но не было никакой гарантии, когда адресат решит на него ответить. Люди не желали расставаться со старыми привычками. Решение провести виртуальное совещание его участники могло расценить как не особенную значимость обсуждаемой темы. Если же говорить шире, низкий спрос не способствовал разработке необходимых продуктов, поэтому многие программы для работы оставляли желать лучшего.
Заставив все отрасли экономики заняться трудом виртуально, пандемия сovid-19 решила многие из проблем с координацией. Каждому в этих отраслях пришлось инвестировать в новые технологии и учиться их применению. А когда все оказались в одной лодке, исчез риск, что виртуальное совещание будет восприниматься в негативном свете. Более того, с каждой неделей программы для работы становятся всё более удобными для пользователей.
В США компании, подобные Google, а также государственные ведомства, например, Федеральный резерв, поддержали этот переход к виртуальной работе и объявили, что после пандемии значительная часть их сотрудников продолжит работать удалённо. Это разумно: компании снижают расходы на недвижимость, а сотрудники получают более гибкий рабочий график и возможность свободней выбирать, где им жить. Кроме того, сокращение числа поездок на работу означает, что меньше будет загрязняться воздух и станет меньше городских пробок.
Напротив, в Китае в течение минувшего года многие отрасли имели возможность функционировать сравнительно нормально. В результате здесь не произошло масштабного перехода к виртуальному труду и не начались активные дискуссии о новых моделях рабочих мест в постпандемическую эпоху. Парадоксально, но выгоды, которых Китай рискует лишиться, для его экономики оказались бы даже полезней, чем для экономики США или Европы.
Например, многим работникам виртуальные технологии позволили бы снизить стоимость жизни. В городах Китая запредельно дорого обходится содержание детей. В Шанхае жильё в центре города стоит в среднем $1453 за квадратный фут (100 кв. футов равно 9,20 кв. м), однако годовая зарплата работника с полной занятостью составляет в среднем всего лишь $12 тысяч. Хуже того, типичный специалист в крупных городах работает по графику 9-9-6, то есть с девяти утра до девяти вечера, шесть дней в неделю. Иными словами, это 72-часовая рабочая неделя.
Сравните эту ситуацию с Нью-Йорком, где цены на жильё в среднем составляют $1438 за квадратный фут, средний годовой доход равен $74834, а средняя рабочая неделя — 43 часам. В итоге китайские горожане вынуждены работать намного больше, чем их американские коллеги, но получают намного меньше, хотя цены на жильё у них одинаковые.
Кроме того, китайские родители в городах испытывают значительную нехватку времени. Средний китайский ученик начальной школы тратит 17 часов в неделю на выполнение домашней работы и шесть часов в неделю на репетиторов, поэтому родителям требуется много времени на сопровождение и мониторинг детей (особенно если их нужно водить на различные дополнительные занятия). Многим из них удалённая работа позволила бы радикально изменить ситуацию к лучшему.
Между тем уровень загрязнения воздуха в городах Китая выше, чем практически в любой другой стране мира. Согласно оценкам, в 2017 году это стало причиной смерти 1,24 миллиона человек. Иногда качество воздуха становится настолько опасным, что школы вынуждены закрываться.
В последние годы правительство всеми силами старается повысить рождаемость и уменьшить загрязнения. В 2016 году оно заменило политику «один ребёнок в семье» на политику «два ребёнка в семье» для всех китайцев, живущих в городах. Были приняты и другие меры поддержки семьи, в их числе обучение в недорогих государственных школах, предоставление медицинских услуг. Но несмотря на эти меры, последние данные показывают, что уровень рождаемости в стране, особенно в городах, упал до низшего за полвека уровня.
Чтобы справиться с проблемой загрязнения воздуха, правительство постепенно выводит загрязняющие производства из крупных городов, а также всеми возможными способами облагает налогами и сборами владельцев автомобилей. В Пекине литр бензина стоит около $1 (почти $4 за галлон), в то время как в Нью-Йорке — $0,90. Стоимость автомобильного номера в Шанхае составляет примерно $14 тысяч, а в Нью-Йорке — $25. Чтобы ещё сильнее сократить использование автомобилей, Китай, начиная с 2000 года, инвестировал более $1,3 триллиона в железные дороги, построив одну из лучших в мире систем городского общественного транспорта.
Тем не менее всех этих мер оказалось недостаточно для компенсации быстрого роста числа китайцев, которые могут позволить себе автомобиль и хотят ездить на нём на работу. В период 2000-2018 годов ВВП Китая рос ежегодно в среднем на 9,2%, в то время как городское население страны увеличилось с 453 миллионов до 824 миллионов человек, включая шесть китайских городов, в которых проживает более 10 миллионов человек.
Поддержка виртуальных рабочих мест способна помочь в решении демографических и экологических проблем Китая. Причина спада рождаемости очевидна: содержание детей слишком дорого стоит. Увеличение количества удалённых рабочих мест позволило бы сократить необходимые расходы на детей, а также стоимость жилья, дав возможность большему числу семей переехать подальше от городских центров. Родители, освобождённые от необходимости ездить на работу, могли бы проводить больше времени с детьми. А сокращение числа людей, которым приходится ездить на работу, привело бы к уменьшению загрязнения воздуха.
Китайские компании, уже экспериментировавшие с удалённой работой, выяснили, что в некоторых видах деятельности производительность труда остаётся неизменной вне зависимости от того, где этот труд выполняется. А пандемия наглядно продемонстрировала многочисленные экологические выгоды сокращения числа поездок на работу. Для того чтобы число владельцев автомобилей не увеличилось в ходе постпандемического переезда в пригороды, правительству следует расширять системы общественного транспорта в соответствующих районах.
Более широкое применение виртуального труда могло бы стать креативным способом решения сразу двух крупнейших проблем Китая — спад рождаемости в городах и качество воздуха. Китайские власти и компании должны стараться максимально увеличивать число сотрудников, которые работают удалённо. Это низкозатратная стратегия, которую можно гибко осуществлять в соответствии с индивидуальными нуждами компаний и работников. Потенциальные экономические и социальные выгоды были бы колоссальны.
Нэнси Цянь — профессор управленческой экономики и наук о принятии решений в Школе менеджмента Келлога Северо-Западного университета и директор Китайской лаборатории.