До сих пор она называла их только загадочными инициалами «М» и «К». Генпрокурор Украины Ирина Венедиктова объявила во вторник, 11 мая, что два влиятельных украинских пророссийских депутата, Виктор Медведчук и Тарас Козак, формально «подозреваются» в государственной измене на фоне напряженности с Москвой после российской военной эскалации у украинских границ в апреле. Двое мужчин также подозреваются в «попытке хищения природных ресурсов в Крыму», аннексированном Россией в 2014 году.
66-летний Виктор Медведчук — один из самых влиятельных людей в стране. Олигарх, состояние которого оценивается в 620 миллионов долларов, является лидером партии «Оппозиционная платформа — За жизнь», крупнейшей оппозиционной фракции в парламенте. Он также является другом семьи Владимира Путина, крестным отцом его дочери. Считающийся неофициальным представителем президента России на Украине, он регулярно обвиняет Киев в том, что он «ничего не сделал» для прекращения войны с пророссийскими сепаратистами на Донбассе, тайно поддерживаемыми Москвой, и, как и Россия, выступает за федерализацию страны.
Служба безопасности Украины заявила, что у нее есть «веские доказательства незаконной деятельности и сотрудничества [двух депутатов] со страной-агрессором», и в среду провела обыски в двух роскошных виллах Медведчука в Киеве и в престижном пригороде, а также в его офисе. По данным СБУ, олигарх делился секретной информацией с заместителем главы администрации Владимира Путина Дмитрием Козаком. В частности, его обвиняют в том, что он сообщил о местонахождении украинских войск в Донбассе, где они воюют против сепаратистов.
Замороженные активы, закрытые телеканалы
«Это абсурд, абсурд!» — сказал Виктор Медведчук, прибывший в четверг в прокуратуру для ознакомления с материалами дела. Он расценил это как «политические репрессии». «Я не собираюсь скрываться, я готов защищаться, потому что не чувствую себя виновным», — добавил он. Тарас Козак так и не отреагировал на обвинения в четверг вечером. По данным СБУ, в настоящее время он находится в России и возвращаться не планирует.
Новые обвинения свидетельствуют о готовности Киева бороться с российским влиянием в бывшей советской республике. Они являются частью более широкой кампании, начатой три месяца назад против Виктора Медведчука, находящегося с 2014 года под санкциями США за подрыв безопасности, территориальной целостности и демократических институтов Украины. В феврале Киев заморозил его финансовые активы и закрыл три пророссийских телеканала, которые формально принадлежат Тарасу Козаку, но фактически контролируются олигархом. Власти также распорядились о национализации одного из его самых ценных активов — 1433-километрового газопровода, который когда-то принадлежал государству.
Смена стратегии
Его стратегия и риторика резко изменились, когда он понял, что ничего не добьется от Москвы. «Нападки на Медведчука начались в тот период», — отметил Дикинсон, который опасается взрывной реакции президента России. «Каждая атака на Медведчука означает выпад против Путина», — анализирует он. Идея ясна: «Мы находимся в состоянии войны, а Россия — наш враг». Предупреждение звучит еще громче после развертывания в апреле около 100 000 российских военнослужащих к украинской границе.
Кремль обещал «внимательно следить» за этим вопросом, чтобы убедиться, что преследования в отношении депутата не являются «политически мотивированными» и не представляют собой попытку «избавиться от политического противника», и гарантировал при этом не вмешиваться во «внутренние украинские дела». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что украинский депутат не просил убежища в России и не просил о помощи. В случае признания вины Виктору Медведчуку и Тарасу Козаку грозит до 15 лет лишения свободы.