Депутат бундестага Дитер Дем (Diether Dehm) рассказывает, как он сделал прививку от коронавируса в Москве, а также рассуждает об отношениях ЕС и России и о защите своих гражданских прав.
Heise: Господин Дем, в понедельник на этой неделе вы вакцинировались в Москве «Спутником V». Как вы себя чувствуете?
Дитер Дем: Никаких побочных явлений нет. В понедельник вечером в Москве я впервые за много месяцев выпил свежего бочкового немецкого пива.
— Ваша «прививочная» поездка широко освещалась российскими СМИ. Но на одном из видео инъекции вы выглядите несколько напряженным. Боитесь уколов?
— Я чувствуют напряжение при любом уколе, поэтому на этот раз, чтобы отвлечься, я повторял про себя: «Да здравствует российско-германское сотрудничество!»
— В Берлине на этой неделе были сняты возрастные ограничения для вакцинации препаратом AstraZeneca. Почему вы все-таки решили сделать прививку в России?
— Я мог бы в бундестаге вакцинироваться за счет налогоплательщиков американским препаратом Moderna. Но, по данным московского Исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, «Спутник V» дает более высокую степень защиты от разных штаммов вируса и имеет меньше побочных эффектов. За всё это я был готов заплатить из собственного кармана.
— Вы думали о здоровье или о политической позиции?
— Как человек, имеющий ученую степень по психосоматике, я не являюсь ни убежденным противником прививок, ни их фанатом. Марксист рассуждает прагматически. Но та подлая геостратегическая кампания, с помощью которой ЕС и неолиберальные политики хотят «сделать русским больно», как недавно выразились Йошка Фишер (Joschka Fischer) и Александр Ламбсдорфф (Alexander Lambsdorff), в значительной степени обусловила мою политическую реакцию.
— В сентябре 2020 года в британском медицинском журнала The Lancet вышла статья о проведении и результатах 1-й и 2-й фаз испытаний вакцины «Спутник V». Согласно ей, никаких серьезных побочных эффектов препарат не вызывает. Тем не менее возникли некоторые сомнения.
— Вот увидите, в конечном итоге и Словакия проведет вакцинацию «Спутником». Возникшие там сомнения связаны, скорее всего, с разными коммерческими интерпретациями договора. Ведь как-никак президент Немецкого общества иммунологии профессор Кристина Фальк (Christine Falk) назвала концепцию «Спутника» «просто гениальной».
— Но в интервью газете Die Welt, на которое вы сами ссылаетесь, она сказала также, что есть «еще много вопросов» по «Спутнику V» и что «данные об испытаниях представлены неоптимальным образом».
— Да, но и председатель Постоянной комиссии по вакцинации Томас Мертенс (Thomas Mertens) говорил ранее о «Спутнике» как о хорошей вакцине, которая будет допущена для применения и в ЕС. По его словам, российские ученые обладают большим опытом в области вакцин и хорошо поработали над «Спутником V».
Важно, что, в отличие от AstraZeneca, в нем используются два различных аденовируса. Благодаря этому удается предотвратить возможные потери в эффективности.
Заговор против российской вакцины «Спутник V»?
— Почему, по-вашему, российские разработчики не предоставляют требуемые данные?
— Я отвечу по-другому: несколько месяцев назад власти Сан-Марино из-за тяжелой ситуации с заболеваемостью умоляли ЕС о помощи, но их просьбы Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) отвергла их просьбы. Тогда мои товарищи по партии помогли им через Совет Европы установить контакт с производителями «Спутника V». На сегодняшний день 74% населения Сан-Марино старше 16 лет получили как минимум одну дозу вакцины, причем в 90% случаев использовалась вакцина «Спутник V». И вот теперь все магазины там вновь открыты.
— Мы говорили об оценках биолога Фальк и вирусолога Мертенса. К «Спутнику V» применяются более строгие критерии, чем к вакцинам западных разработчиков?
— Испытания 3-й фазы у всех вакцин были сокращены по времени. А с современной mRNA-вакциной делать это труднее, чем с традиционными испытанными векторными вакцинами. Еще одно различие: разработка препарата Biontech на 80% финансировалась деньгами налогоплательщиков, но гигантские биржевые барыши были оприходованы частным образом. И это несмотря на огромные трудности с поставками вакцины зимой из-за неточных договоров.
Когда мы с Олафом Шольцем еще были членами организации «Молодые социалисты», мы называли подобное «государственно-монополистическим капитализмом». Вакцина Biotech должна была быть выкуплена у компании и распространяться через государственные каналы.
— По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «вопрос „Спутника" — это вопрос политики и больших денег». Якобы США пытаются продвигать свои вакцины и делают все, чтобы не допустить на рынок другие препараты. Это теория заговора?
— Самой злостной теорией заговора была ложь о российско-коммунистическом мировом заговоре, которая 80 лет назад привела к мировой войне и гибели 27 миллионов советских граждан…
…мы немного уходим от темы.
Но меня это мучит всю жизнь. И, как видно, не без причины, потому что сегодня ЕС, лишь часть Европы, ведет против российской части Европы торговую войну. Ранее некоторые немецкие масс-медиа и министр иностранных дел Хайко Маас (Heiko Maas) необдуманно обвинили Кремль в нападении на двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь, а затем на оппозиционера Алексея Навального. Так и сегодня «Спутник V» игнорируют вот уже четыре месяца. В начале августа прошлого года препарат был дискредитирован в немецких средствах массовой информации, причем «путинская поделка» было самым безобидным из используемых выражений.
На политическом уровне эту кампанию проводят «Зеленые». За всем этим, как я думаю, стоят вполне реальные экономические интересы, в том числе надежда, что можно будет экспортировать дорогой и грязный сланцевый газ вместо газа из «Северного потока — 2».
Дем собирается подать жалобу за нарушение его гражданских права после вакцинации «Спутником»
— Премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов (Bodo Ramelow), принадлежащий, как и вы, к «Левой партии», высказался за допуск «Спутника V». Но в то же время он указал разработчикам, что они обязаны предоставить все данные. Вы обсуждали с ним эту тему?
— Хотя в вопросе о «Спутнике» премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (Markus Söder) в порядке исключения политически близок с моим другом Бодо Рамеловым, я, конечно, не могу точно сказать, кто прав — русские, утверждающие, что предоставили всю необходимую информацию, или их противники в Европейском агентстве лекарственных средств…
— То есть в Европейском агентстве лекарственных средств, которое — будь то из враждебности к России или нет — осуществляет проверку по установленным критериям. У вас в Москве не было возможности внести конкретный вклад в решение спора о вакцине?
— Видите ли, одному-единственному депутату бундестага сделать это не так просто. Неслучайно я сделал прививку в частной клинике. Вопросы к российскому государству должны направляться официально, например, через министерства, мою фракцию или через посольство.
— Несколько дней назад полностью иммунизированным гражданам Германии, согласно последнему распоряжению о вакцинации, вернули большинство гражданских прав. Однако это не относится к «Спутнику V» и соответственно к вам. Вы считаете это справедливым?
— Нет! Основные гражданские права — это не подарочный товар. Если мне, несмотря на прививку, будет отказано в пользовании основными правами, то, конечно, я подам жалобу против подобного решения. Тем более что «Спутник V» допущен к применению в 64 странах с населением в более чем 3,2 миллиарда человек.
Совсем недавно в книге «Господство страха» (Herrschaft der Angst), вышедшей в издательстве Promedia, я написал о другом комплексе проблем, преступно оставляемом без внимания: в 80% случаев вирус побеждает наша природная иммунная система, благодаря которой мы или вообще не заражаемся, или болеем в легкой форме. Но количество Т-лейкоцитов в крови под воздействием социальных факторов, таких как стресс на работе, поздний уход на пенсию, плохие условия жизни или некачественное питание, уменьшается вплоть до 50%.
Если бы можно было уделять больше внимания иммунитету и системе здравоохранения и добиться тут улучшения на 10%, то во всем мире стало бы на сотни тысяч меньше заболевших. Было бы спасено множество человеческих жизней. Но в реальности скандалы вокруг вакцинации и локдаунов вытесняют эти крайне важные политические аспекты из общественного дискурса.