За последние четыре года международный авторитет Соединенных Штатов серьезно пострадал. Отчасти в этом виновата резкая внешняя политика бывшего президента США Дональда Трампа под лозунгом «Америка прежде всего», но также и его нападки на демократию и права человека как на международном, так и на национальном уровне.
За рубежом Трамп способствовал отступлению приоритетности прав человека, сближаясь с автократами и отчуждая демократических союзников.
Дома он начал наступление на избирательный процесс, поощрив неудавшееся восстание в Капитолии, систематически подрывая защиту гражданских прав и оставив своему преемнику многовекторный и состоящий из многих слоев кризис в стране с правами и свободами человека. Как будто этого оказалось недостаточно, Байдена ждет множество других проблем, от пандемии до обостряющейся конкуренции с Китаем и общего упадка американской мощи.
Некоторые эксперты утверждают, что, столкнувшись с этим пожаром пятой степени, президент Джо Байден не может позволить себе сосредоточиться на правах человека в ущерб более насущным внутренним и глобальным проблемам. На самом деле, правильно как раз обратное. «Мягкая сила» США и национальная безопасность страны всегда в значительно степени основывались на ее приверженности ценностям прав человека и демократии. Если Вашингтон хочет вернуть свои утраченные позиции, он не может позволить себе игнорировать этот важнейший аспект американского могущества.
Восстановление этой приверженности, как показывает история, потребует улучшений не только во внешней политике США, но и во внутренней политике страны в области прав человека. Во время прошлой холодной войны расовая сегрегация в Соединенных Штатах вызывала возмущение лидеров только что освободившихся от колониальной зависимости стран и портила имидж Соединенных Штатов. Но движение за гражданские права и принятие знаменательного закона о борьбе с дискриминацией позже повысили авторитет США в глазах всего мира. В 1980-х годах российский адвокат-диссидент и аргентинский правозащитник по отдельности рассказали нам, что каждый был в ярости из-за вьетнамская войны и уотергейтского скандала только для того, чтобы выразить свое восхищение тем, как в США американская политическая и судебная системы реагируют на злоупотребления властью и нарушения гражданских свобод со стороны администрации Никсона.
Сегодня, как и тогда, мир внимательно наблюдает за следующими шагами Соединенных Штатов. И вновь у страны есть моральное обязательство создавать и восстанавливать у себя дома ценности прав человека, которые она стремится продвигать за рубежом, а также национальные интересы безопасности. Поэтому борьба с системным расизмом внутри страны — это не просто правильная с этической точки зрения политика, особенно в условиях острой геополитической конкуренции с Китаем, в которой Соединенным Штатам предстоит все больше сосредотачиваться на соревнованиях человеческих ценностей, а не только на экономических и военных вопросах. Такая борьба дает Вашингтону больший авторитет для того, чтобы выступать против геноцида и нарушений прав человека, с которыми сталкиваются этнические и религиозные меньшинства за рубежом, такие как уйгуры в Китае и рохинджа в Мьянме.
Чтобы вернуть себе утраченную «мягкую силу», которую они растеряли, Соединенные Штаты должны прежде всего разрешить свой собственный внутренний кризис в области прав человека. Это означает борьбу с насилием со стороны полиции по расовому признаку, неравными возможностями, ущемлением прав избирателей и непропорционально сильным воздействием пандемии на меньшинства и обездоленные слои населения. Подобная политика позволит администрации Байдена продвигать такую повестку дня прав человека за рубежом, которая будет соответствовать вызывающей доверие практике в самих США. Если Соединенные Штаты смогут надежно у себя дома то, что они проповедуют за рубежом, у них появятся новые возможности для продвижения дела прав человека в глобальном измерении, с учетом своих интересов и в соответствии с исповедуемыми ими ценностями.
Внутренний фронт
Как граждане демократической нации беспрецедентного расового, этнического, религиозного и культурного разнообразия американцы связаны между собой столько общей историей, сколько общей верой в права и свободы человека. Несмотря на глубокие политические различия, они, как правило, придерживаются в целом общего мнения относительно прав человека и важности их защиты. Опрос Гарвардского университета 2020 года, проведенный одним из нас, Джоном Шаттаком, показал, что шесть из десяти американцев считают, что голосование, расовое равенство, равные возможности, свобода слова и неприкосновенность частной жизни — все это «основные права американцев». То же самое относится к медицинскому обеспечению, образованию, занятости, а также чистому воздуху и воде. Но только 20% американцев считают, что эти права сегодня обеспечены для них «очень надежно», а большинство согласны с тем, что и правительство, и сами граждане делают недостаточно, чтобы поддерживать их в полном объеме. Было бы нереалистично ожидать, что администрация Байдена сможет сразу же изменить такие восприятия граждан, поскольку добиться этого в поляризованной политической среде в стране весьма затруднительно.
Главным приоритетом сейчас является достижение расовой справедливости. Исследования общественного мнения показывают, что шесть из десяти американцев считают, что движению страны вперед мешает структурный расизм, и столько же полагают, что черные американцы и представители других этнических групп являются объектами расизма в политике. Чтобы изменить такое положение дел, новая администрация должна серьезно расширить законы о гражданских правах американцев и активно применять их. Это должно устранить появившийся в последнее время расовый диспаритет в политической и деловой практике, и официальные учреждения и бизнес должны доказать, что в их практической деятельности отсутствует дискриминация по расовому признаку Посредством исполнительных указов Байден может также потребовать от государственных и частных получателей федеральной помощи показывать, как они будут предотвращать дискриминацию и гарантировать равный доступ в качестве условия для получения этих фондов.
Система уголовного правосудия изобилует расизмом на каждом шагу, от охраны правопорядка и арестов до освобождения под залог, вынесения приговоров и тюремного заключения. В настоящее время в Соединенных Штатах в тюрьмах содержится более двух миллионов человек, которые составляют шокирующие 22% заключенных в мире, причем 60% из общего числа заключенных являются цветными. Поэтому целью номер один в этой области должно быть сокращение массовых лишений свободы. Федеральная поддержка должна быть направлена на программы правительств штатов и органов местного самоуправления, в которых упор делается на предотвращение преступности, убеждение, расовое равенство и подотчетность полиции, а не на агрессивные действия в стиле военных операций. Байден, как сообщается, планирует прекратить федеральные поставки армейских вооружений местным полицейским управлениям. Но его администрация должна также настаивать на реформе системы вынесения приговоров и перейти к отмене обязательных минимальных приговоров за марихуану и другие преступления, связанные с хранением наркотиков. Она также должна развернуть, федеральный закон «первого шага» (First Step Act), принятый в 2018 году при поддержке обеих партий, который предполагает пока хотя бы скромные шаги в области вынесения приговоров и реформы тюрем.
Не следует упускать из виду и другие формы дискриминации. В прошлом году Верховный суд постановил, что дискриминация по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности запрещена Законом о гражданских правах 1964 года. Администрация Байдена одним из обнадеживающе действий, уже издала указ, запрещающий любую подобную дискриминацию со стороны исполнительной власти и в вооруженных силах, и пояснила, что законы, запрещающие гендерную дискриминацию, также защищают тех, кто идентифицирует себя как принадлежащих к ЛГБТ-сообществу.
Даже в отсутствие прямой дискриминации многие американцы ощущают серьезный дискомфорт в сфере неравных возможностей и отношения к себе со стороны общества. Например, «непропорциональные последствия» пандемии для расовых меньшинств и обездоленных хорошо задокументированы. В процессе своей работы по противодействию пандемии и стабилизации экономики администрация Байдена должна ввести в свою практику систему социального контракта, который обеспечивал бы людям равные возможности. В этой системе должна быть предусмотрена реально и быстро осуществимая программа усиления федеральной поддержки послешкольного и дошкольного образования, подготовки учителей и обеспечения стипендиями учащихся с низкими доходами. Это также будет включать гарантии медицинского страхования для медицинских работников, работающих на «переднем крае», а также для групп населения, непропорционально затронутых пандемией, особенно этнических меньшинств и семей с низкими доходами. Другими пунктами повестки дня должны быть увеличение федеральных расходов на жилье для малообеспеченных и федеральная защита уязвимых сообществ от экологически вредных воздействий.
Любое продвижение прав человека в сегодняшних Соединенных Штатах было бы неполным без реформы системы голосования. Ложные нападки Трампа на результаты президентских выборов 2020 года были единогласно отвергнуты как необоснованные более чем 80 федеральными судьями и судьями штатов, многие из которых были назначены или избраны республиканцами. Не было обнаружено никаких доказательств фальсификации голосования. Вследствие этих опасных атак администрация Байдена и Конгресс должны предпринять шаги по расширению и обеспечению права голоса граждан, одновременно борясь с любыми попытками доступа посторонних к механизму голосования.
Эти усилия должны начаться со всеобщей регистрации избирателей. Голосование является одновременно правом и обязанностью граждан в странах демократии, но, в отличие от большинства других демократических стран, в Соединенных Штатах избиратели поголовно не регистрируются автоматически. В настоящее время автоматическая регистрация существует только в девятнадцати штатах, и Конгресс должен потребовать, чтобы и в остальных оставшиеся 31 штате власти придерживались того же подхода. Перед прошлогодними выборами в 40 штатах было проведено досрочное голосование, а в 34 штатах было разрешено голосование по почте, результате которых явка была кардинально увеличена. Это должно быть нормой. Особенно большой категорией граждан, которым в настоящее время отказано в праве голоса, являются 5,2 миллиона американцев с имевшимися судимостями за тяжкие и насильственные уголовные преступления, проживающие в штатах, лишающих избирательных прав людей с такими криминальными данными. Законодательство о восстановлении их избирательных прав должно быть смоделировано по образцу законов 19 штатов, в которых совершившие преступления осужденные могут голосовать после отбытия наказания и снятия судимости.
Реформы также должны быть нацелены на исключение практики ограничения избирательных прав граждан. Следует усилить Закон об избирательных правах, с тем чтобы штаты и местные администрации, отмеченные проявлениями расизма, не могли изменять правила голосования без предварительного одобрения федерального правительства. Коррекция списков избирателей с целью удаления данных умерших или тех, кто переехал, не должна делать возможным исключение из них полноправных избирателей. С этой целью федеральное законодательство должно требовать от штатов предотвращать автоматическое исключение голосов из списков и принимать прозрачные процедуры, дающие возможность избирателям оспаривать решения об исключениях из списков. Конгресс должен также запретить подтасовку голосов с задействованием надпартийных или двухпартийных комиссий, которым должна быть поручена задача формирования избирательных округов.
Наконец, администрации Байдена следует вернуться к иммиграционной политике, которая сосредоточена на правах человека. Международное и внутреннее право обязывает Соединенные Штаты защищать права и безопасность беженцев, а Верховный суд постановил, что мигранты, желающие остаться в стране, имеют право на прохождение законной процедуры на основе Конституции США. В резком отличие от радикальной антииммигрантской политики и практики администрации Трампа (которая как раз и нарушала как международное, так и внутреннее законодательство о беженцах), большинство американцев, опрошенных Гарвардским университетом, согласились с тем, что «иммигранты, сталкивающиеся с преследованиями или насилием в своих странах, имеют право искать убежище в США, и что новые иммигранты полезны для Америки».
Многие из ограничительных иммиграционных практик Трампа были введены в действие исполнительными распоряжениям и могут быть отменены таким же образом. И Байден уже начал этот процесс. Первые указы Байдена положили конец принудительному разлучению детей-мигрантов с их семьями. Байден также отменил запрет Трампа на иммиграцию в США из преимущественно мусульманских стран и остановил строительство пограничной стены. Между тем администрация Байдена предлагает законопроект по пересмотру иммиграционной системы США, созданию пути к американскому гражданству для миллионов отвечающих требованиям закона иммигрантов и устранению коренных причин иммиграция из Центральной Америки — хотя сделать все это, одновременно справляясь с быстро растущим потоком мигрантов на границе будет непросто.
___________________________________________________________________________________
ДЖОН ШАТТАК — профессор практической дипломатии в школе Флетчера при Университете Тафтса, старший научный сотрудник Центра Карра по политике в области прав человека Гарвардской школы Кеннеди и бывший помощник государственного секретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда.
Кэтрин Сиккинк — профессор политики в области прав человека и семьи в Гарвардской школе Кеннеди.
Продолжение в Части 2.