То, что российская сторона внесла Чешскую Республику в «эксклюзивный» список недружественных стран, можно объяснять по-разному. Самое первое и простое объяснение: у самого большого государства мира и ядерно-энергетической державы первой величины просто лопнуло терпение после череды провокаций и необоснованных обвинений от миниатюрного государства с микроскопическим влиянием на жизнь планеты.
Однако это простое объяснение вряд ли вписывается в традиционно продуманную политику Москвы. Включая Чешскую Республику в список недружественных государств, в котором Прага заняла «эксклюзивное» место рядом с Вашингтоном, Путин и Лавров преследовали намного более сложные задачи, которые не ограничиваются нервной реакцией гиганта на досаждающего ему карлика.
Сначала об одной детали, кроющей в себе легкий сарказм: Москва знает, что чешская внешняя и внутренняя политика очень зависит, прежде всего, от Соединенных Штатов. Чешское политическое руководство, включая значительную часть парламентской оппозиции, давно проявляет большое желание работать больше во благо транснациональных корпораций Запада, чем в интересах собственного государства и народа. Поэтому россияне решили как бы в шутку поместить «холопа и его хозяина» в один список. Правда, чешским русофобам может даже польстить то, что их государство оказалось рядом со столь крупным союзником в одном списке, пусть и черном. «Наконец-то мы партнеры!» — так, наверное, прокомментировал бы ситуацию Хамфри Эплби из великолепного британского сериала «Да, господин премьер-министр». Но нужно помнить, что гусь свинье не товарищ!
Тем не менее этот мелкий подкол от россиян — лишь маленькая вишенка на торте. Чехии указали на ее крайнюю зависимость от кое-кого другого. Причем на этот раз совершенно явно. Господин и его холоп в полосатой ливрее — на одном плакате. Все остальные вещи, связанные с внесением Чехии в список недружественных России стран, намного серьезнее.
Чешскую русофобию двигают приблизительно две-три тысячи человек, сосредоточенных практически исключительно в Праге. Эти люди являются членами таких партий, как TOP-09, KDU-ČSL, ODS и STAN, но найдутся и в партии «Пиратов». К сожалению, в последнее время их немало и среди социал-демократов в ČSSD, чья кадровая политика с Петршичеком, Гамачеком и Кулганеком пробила дно. Еще один рассадник русофобов — СМИ мэйнстрима, некоторые некоммерческие организации, преследующие политические цели, а также руководство Службы безопасности и информации. Найдутся русофобы и в научной среде и культуре. Наиболее ярых немного — три-четыре десятка. Но благодаря тому, что такое незначительное число людей располагает эксклюзивным и постоянным доступом к СМИ, они сумели своими поступками и заявлениями добиться, чтобы Чехия оказалась в черном списке Москвы. Причем в этом перечне Чехия воплощает собой совершенно всех врагов России. Соединенные Штаты в этом списке играют, разумеется, совсем другую роль.
Враги России, которых нет в списке
Что это означает на практике? Кремль очень хорошо знает, что, например, Великобритания давно предпринимает шаги против Российской Федерации и совершенно бездоказательно обвиняет Россию в покушениях на британской территории. В Москве знают, что британцы очень активно поддерживают американские санкции против РФ. Тем не менее Москва не внесла Лондон в этот список. Причин на то много, и, прежде всего, дело, как всегда, в денежных потоках, то есть бизнесе, а также ряде других интересов. Хотя британская внешняя политика тоже очень зависит от американской, Великобритания является важным геополитическим игроком, с которым нужно скорее договариваться, чем наказывать. Кроме того, британская политика в отношении России давно остается конфронтационной, и в этом смысле эта политика аутентична, хоть и недружественна.
Кто преследует свои собственные интересы, возможно, параллельно с американскими, к тем Москва относится с определенным уважением. Кто продуцирует русофобию, лишь по-лакейски выслуживаясь, а это чешский вариант, тот никакого уважения не заслуживает. И с подобным подходом трудно не согласиться.
Есть еще несколько явных недругов Российской Федерации. Прежде всего, это Польша и Прибалтика. Но и с ними Россия поступает совсем не так, как с ЧР, и на то опять-таки есть несколько причин. Что касается Прибалтики, то там проживает многочисленное русское меньшинство, которому довольно часто отказывают в основных гражданских правах. (То же определяет российское отношение к Украине.) Поэтому Москва предпочитает искать дипломатические пути, а не карать Прибалтику (а вот с ЧР Россия может так поступить). Прибалтика — важная сфера интересов Российской Федерации, а Чехия ее интересует намного меньше. Определенную роль в решении о черном списке мог сыграть и тот факт, что Россия осознает: у сложных и порой конфликтных отношений между странами Прибалтики и Россией существуют исторические корни. Поэтому Москва явно понимает политику прибалтийских стран, которая тоже отчасти автономна и объясняется, в том числе, внутренними причинами.
Точно так же Кремль понимает поляков и их враждебность к России. Россия очень внимательно следит за польской антироссийской политикой в ЕС и за польским сговором с Соединенными Штатами. Москва знает, что Польша предпринимает очень опасные для России шаги и что кризис на Украине — во многом «заслуга» Варшавы. Но весовые категории в российско-польских отношениях тоже отличаются от российско-чешских. Польша для России несравненно опаснее Чехии, которая отказалась от собственной внешней политики и почти никогда не преследует собственные национальные интересы. Чешская политика в отношении России для рационального мышления вообще непостижима.
Москва помнит, как перед войной западные демократии и пальцем не пошевелили для Чехословакии, а ради Польши вступили в войну, пусть и неохотно и вяло. Точно так же Москва осознает, что включи она Польшу в список недругов, ЕС мог бы оказать той более серьезную поддержку. В принципе это мало что изменило бы, но зачем Москве усложнять себе жизнь и снова и снова отвечать на ответы?
США, конечно, в списке, но кому принадлежит второе «эксклюзивное» место?
Министерство иностранных дел РФ следит за ситуацией в Евросоюзе и в мире до мельчайших деталей и тщательно обдумывает шаги России на международной арене. Там Москва редко допускает ошибки. А вот Прага — почти всегда. Решение Кремля составить список недружественных стран — это предостережение. Соединенные Штаты оказались в нем автоматически, и даже можно сказать, что все страны мира могли бы внести их в такой список, поскольку американская внешняя «политика» постоянно угрожает насилием, шантажом, конфликтами и войнами. Но кому досталось второе «уникальное» место?
Ответ прост. Это место досталось тому, за кого не вступится ни одно значимое мировое или европейское государство. Кого на международной арене считают аутсайдером, услужливым лакеем и больше ничем. Вот поэтому Российская Федерация и поместила в список Чешскую Республику как своего рода идеальную лабораторию по исследованию русофобии без рисков для себя. Чехия является или может стать показательным примером того, как малое зависимое государство добровольно и даже с энтузиазмом вредит собственным экономическим и культурным интересам, выслуживаясь перед кем-то другим, кто ради него и пальцем не пошевелит.
Скандал вокруг ничем не доказанного русского следа в деле о двух взрывах на складе в Врбетице стал кульминацией длинной череды по сути саботажей чешских национальных и экономических интересов небольшой группой людей. Эта длинная череда началась уже давно с надругательства над памятниками освободителям, солдатам Красной армии. Потом последовала установка памятника нацистам, власовцам, на окраине Праги в Ржепорые, а также демонтаж памятника военачальнику Красной армии маршалу Коневу, который освобождал в мае 1945 года территории, прилегающие к Праге, и спас ее от почти миллионной немецкой армии, сосредоточенной тогда в Чехии. Этот «акт», то есть демонтаж памятника маршалу, лежит на совести старосты Праги 6 по имени Коларж. Свою русофобскую лепту внес и мэр Праги Гржиб, который позволил переименовать площадь перед посольством России совершенно провокационным образом. Кроме того, староста Ржепорые Новотны воплотил на российском телевидении образ чешского муниципального политика, вызвав у людей подозрение, что вот так мы все выглядим, думаем, говорим и ведем себя. «Бонусом» стала незаконная выдача якобы российского хакера Никулина на суд в США, за что чешское государство уже выплатило ему компенсацию. И так далее и тому подобное. В последнее время Чехия, особенно Прага, совершила еще массу глупых антироссийских шагов.
Видимая двойная мотивация в деле Врбетице
Дело Врбетице родилось по внутриполитическим причинам, а также из-за стремления выслужиться перед Соединенными Штатами и помочь им в планомерном уничтожении экономических связей между Российской Федерацией и отдельными странами Европейского Союза, прежде всего, самыми к тому готовыми. Поэтому Росатом и был исключен из тендера на достройку АЭС «Дукованы». Однако первая цель, внутриполитическая, достигнута лишь отчасти. Скорее всего, оппозиционные партии, три из которых в связке с двумя крупнейшими партиями спасают свои места в Палате депутатов, попытались с помощью старого дела Врбетице, к которому специально притянули за уши ничем не подтвержденный русский след, спровоцировать правительственный кризис, который заставил бы уйти партию ANO и ČSSD. По опросам, популярность этих предприимчивых оппозиционеров в тот момент была достаточно высокой, чтобы можно было провести досрочные выборы прежде, чем снова начнет расти популярность ANO. Все спешат. Люди, жаждущие власти с налитыми кровью глазами, Служба безопасности и информации, «Респект» и защитники только что пробитых укреплений ищут кадки с расплавленным оловом, чтобы лить его на головы нападающих, которые карабкаются на сторожевые башни. Хаос, разброд, необдуманность действий, коварство, наглость и бесцеремонность. И тем не менее нападающим удалось прорваться к башне, где в одиночку обороняется Ян Гамачек без меча и лука. Если бы все это не выглядело так жалко, получился бы неплохой сюжет для сатиры.
Поэтому чешские русофобы с помощью дела Врбетице попытались совместить приятное с полезным. Они захотели приятно угодить Вашингтону и полезно проложить себе путь к власти. Такое объяснение кажется мне крайне правдоподобным. Тут также соединилось традиционное заискивание перед США с отечественной хитростью и даже коварством. Тоже традиционным, к сожалению! Но Москву, разумеется, эти «внутренние» мотивы горстки русофобов не интересуют. Скорее всего, она распознала их сразу после обнародования информации.
Важно, что чешские русофобы опять затянули Чешскую Республику и чешский народ в крайне неприятную ситуацию. Они превратили ЧР в лабораторную мышь, на которой Российская Федерация может когда угодно и как угодно очень просто демонстрировать, какой ущерб способно нанести себе малое государство, управляемое крайне безответственными людьми. Западный капитал, глядя на эту ситуацию, посмеивается над Чехией, так как после падения железного занавеса его целью было лишить страны бывшего советского блока возможности сотрудничать с кем-то еще, кроме этого самого западного капитала. Чем усерднее политики в этих странах будут разрушать отношения с Китаем и Россией, тем короче будет их поводок в руках Вашингтона и Берлина. Немцы могут радоваться тому, что чехи благодаря горстке активных и безответственных русофобов уничтожают традиционные отношения с некоторыми славянскими народами. Еще при Вацлаве Гавеле они испортили отношения с сербами, с которыми чехи всегда поддерживали чрезвычайно хорошие отношения, точно так же, как и с хорватами и словенцами. С поляками чехов всегда связывали сложные отношения, так что там (пока) нет нужды подливать масла в огонь. Федерация со словаками распалась, как и в 1939 году, при активной помощи Германии, то есть в этой области «добросовестная работа» была уже проделана. Германия объединилась, а Чехословакия и Югославия распались. Разделяй и властвуй!
Чехия попала в список недругов: какой урок извлечь
И тем не менее из-за того, что ЧР включили в список недружественных России стран вместе с Соединенными Штатами, гражданам Чешской Республики особенно беспокоиться не стоит. Это шаг Москвы точно не нацелен против чехов как народа, а ориентирован исключительно на русофобов, чьи действия с отвращением восприняло бы любое государство. Я верю, что они вызывают отвращение у большинства граждан Чешской Республики. Если тут и есть какое-то послание нашему народу, то лишь о том, к чему мы, чехи, должны были прийти сами и уже очень давно. Дело в том, что обе палаты Парламента ЧР, правительство и администрация президента должны формироваться хотя бы по принципу большинства (администрация, конечно, особой статьей), раз, вероятно, невозможно, чтобы они состояли исключительно из патриотов и людей, обладающих политическим опытом, прямой спиной и чувством собственного достоинства. Такие люди не хотят прогибаться под кем-то, будь он с Востока или Запада.
Но такие люди в Чехии — дефицит. С 1990 года у Чешской Республики нет собственной внешней политики, и она полностью отказалась от самостоятельного чешского пути и постепенно лишилась даже армии, которая смогла бы защитить страну. Армия у нас только для расходования бюджета «на оборону» и для отправки «миссий» на американо-британские проигранные войны. Эти чрезвычайно деструктивные факторы еще больше усугубляются поведением горстки людей, чье заискивание перед чужими интересами достигло невообразимых прежде масштабов.
Перед чешскими гражданами стоит самая серьезная и трудная задача современности — не позволить, чтобы на выборах решающее влияние получили те, кто вредит государству и национальным интересам и кто страшно позорит чешский народ в мире. По всей видимости, на выборах в этом году изменить что-то уже не получится, так как перечень участвующих партий и лиц выглядит, за небольшим исключением, крайне печально. Но нужно как можно скорее создать совершенно новые политические партии и учредить наконец СМИ, которые будут заинтересованы в сохранении чести народа и интересов государства. Делать это нужно одновременно, чтобы в конце концов пресечь непонятное чешское желание вредить самим себе на пользу тем, кто этого не ценит и не заслуживает.
***
Разница в российском подходе к ЧР с одной стороны, и к Польше, Великобритании или Прибалтике с другой, заключается в том, что в случае чешской «дипломатии» и связанной с ней антироссийской деятельности россияне не видят собственно чешской внешней политики, а уж тем более чешских интересов. Заметны только отголоски глупых и совершенно явных внутренних игрищ и желание выслужиться перед кем-то другим, прежде всего Соединенными Штатами. Ничего из этого не вызывает и капли уважения. Поэтому Чехия получила свое «эксклюзивное» место в списке недругов России.