Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Yahoo News Japan (Япония): в истории с высылкой Прагой российских дипломатов ЕС идет совсем не в ногу

© AP Photo / Darko VojinovicПрезидент Чехии Милош Земан
Президент Чехии Милош Земан - ИноСМИ, 1920, 21.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Японский «мозговой центр» называет провокацию Чехии против России «очень запоздалой». Главным ее следствием стал усилившийся разнобой в ЕС. Реакция ЕС и НАТО оказалась «слабой». Все это на фоне разногласий вокруг СП-2 и «Спутника V». Байдену не удается «сплотить ряды» в Европе. Настало время для ЕС «тщательнее осмотреться в отсеках».

Популярный японский информационно-новостной портал приводит аналитический материал известного в Японии проправительственного «мозгового центра» «Научно-исследовательский институт Окадзаки», занимающегося разработкой политических и военных проблем, а также проблем в области безопасности. На это раз материл касается спровоцированного Чехией скандала с безосновательно высылкой из страны российских дипломатов. «Мозговой центр» Окадзаки дает действиям Праги и ЕС весьма нелицеприятные оценки.

17 апреля Чехия приняла решение о высылке 18 российских дипломатов из посольства России в Праге. На следующий день Россия приняла ответные меры и решила выслать 20 чешских дипломатов из посольства Чешской Республики в Москве.

Чехия, которая не может обеспечить функционирование своего посольства после потери 20 человек, потребовала у Москвы отменить это решение, но Россия на это требование не ответила, поэтому 22 апреля Чешская Республика, заявив о том, что уравнивает численность российского посольства с численностью чешского посольства в Москве, и принимает решение выслать еще 63 дипломата из Праги.

Возникшая проблема восходит еще к 2014 году. В октябре и декабре 2014 года на складе боеприпасов в деревне Врбетице на юго-востоке Чехии прогремели взрывы. Похоже, что на зачистку их последствий у Чехии ушло необычно много времени, поскольку только в декабре 2020 года Чешская Республика вдруг обнаружила, что этот инцидент связан с давними действиями российской разведки. Это и послужило причиной высылки российских дипломатов. На этот раз, чтобы продемонстрировать единство с Чешской Республикой, Словакия 22 апреля решила выслать трех российских дипломатов, а 23 апреля из трех прибалтийских государств были высланы еще четыре российских дипломата (Литва — 2, Эстония и Латвия по одному человеку). В этом решении обращает на себя внимание то, что на такой демонстративный антироссийский шаг решились только четыре очень небольших государства ЕС. 22 апреля НАТО (Организация Североатлантического договора) опубликовала заявление, подтверждающее свою солидарность с Чешской Республикой, но пока не ясно, предпримут ли основные стран НАТО или ЕС какие-то дополнительные конкретные действия.

В этой связи Кейр Джайлс (старший научный сотрудник Королевского института международных отношений) и Томас Ильвес (бывший президент Эстонии), исходя из единого мнения о том, что Европа подвергается атаке со стороны России, и убеждения в необходимости для ЕС действовать против такой атаки не увещеваниями, конкретными акциями, 23 апреля разместили на сайте Королевского института международных отношений редакционную статью, в которой говорится, как именно это нужно сделать.

Эта передовица характеризуется лишь исключительной грубостью, и особенного интереса не представляла бы, если бы не содержала ясно выраженной точки зрения о том, что реакция Западной Европы (под которой, разумеется, понимаются страны-члены ЕС и НАТО) на агрессивные и провокационные действия России вокруг складов во Врбетице и других местах в Европе может быть охарактеризована не иначе, как «слабая, медлительная и неадекватная».

С самого начала существования ЕС было ясно, что обеспечить единую и твердую позицию всех стран Евросоюза по отношению к России практически невозможно. Более того, разноречивая реакция членов ЕС на некоторые важные вопросы взаимоотношений с Россией, похоже, дает Москве неплохие шансы расшатать единство рядов Евросоюза и «вклинить» в образовавшиеся щели свои интересы и преимущества. Классическим примером этого является мега-проект «Северный поток —2», который, несмотря на противодействие со стороны Украины, Польши и стран Балтии, пользуется неизменной поддержкой Германии, которая упорно продвигает его вперед.

Есть еще и важнейшая проблема антиковидных вакцин. В ЕС Еврокомиссия должна закупить вакцины для всех стран-членов единовременно, чтобы обеспечить их равномерное распределение по странам-членам, однако фактические значительные задержки с поставками вакцин в Европу свели все это важное дело на нет. В этих условиях не только относительно небольшая Венгрия, но и европейских гигант Германия оказались вынужденными вступить в переговоры с Россией относительно закупок российской вакцины «Спутник V».

Еще один принципиальный момент. Неизвестно, сработала ли угроза Лаврова разорвать отношения с ЕС, если он введет дополнительные санкции, представляющие серьезные риски для российской экономики, но ЕС не принял жестких санкций, которых требовал от него Навальный. Кроме того, уже давно президент Франции Макрон проводит в отношении России свою отдельную политику, встречаясь с Путиным и выстраивая с ним особые отношения.

Отношение к России — самый важный вопрос для ЕС, но это также и самый сложный вопрос с точки зрения выработки единой линии Евросоюза.  Возможно, хорошо понимая это, министр иностранных дел России Сергей Лавров в феврале этого года поставил в неловкое положение и заставил внимательно слушать себя Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который посетил Москву с официальным визитом. На совместной с Боррелем пресс-конференции Лавров даже назвал ЕС «ненадежным партнером». Он объявил о высылке дипломатов из трех стран Евросоюза за то, что они участвовали в демонстрациях в поддержку Навального, даже не уведомив Борреля об этой акции заранее во время его пребывания в Москве.

Из недавних американских санкций, введенных против России, видно, что администрация Байдена испытывает с ними гораздо большие сложности, чем администрация Трампа, несмотря на всю нынешнюю браваду Белого дома. Все попытки Байдена с грехом пополам «запустить» систему своих политических представителей в странах ЕС особых успехов не имеют, и эта система пока практически не функционирует (возможно и в силу такой важной причины, как отсутствие в команде Байдена достойного кадрового резерва для нее). 

В общем, создается такое впечатление, что для ЕС наступило время «собраться», «тщательно осмотреться» и постараться внести такие изменения в свой политический курс в отношении России, которые сделали бы его более единым и решительным.