Популярный японский информационно-новостной портал приводит аналитический материал известного в Японии проправительственного «мозгового центра» «Научно-исследовательский институт Окадзаки», занимающегося разработкой политических и военных проблем, а также проблем в области безопасности. На это раз материл касается спровоцированного Чехией скандала с безосновательно высылкой из страны российских дипломатов. «Мозговой центр» Окадзаки дает действиям Праги и ЕС весьма нелицеприятные оценки.
17 апреля Чехия приняла решение о высылке 18 российских дипломатов из посольства России в Праге. На следующий день Россия приняла ответные меры и решила выслать 20 чешских дипломатов из посольства Чешской Республики в Москве.
Чехия, которая не может обеспечить функционирование своего посольства после потери 20 человек, потребовала у Москвы отменить это решение, но Россия на это требование не ответила, поэтому 22 апреля Чешская Республика, заявив о том, что уравнивает численность российского посольства с численностью чешского посольства в Москве, и принимает решение выслать еще 63 дипломата из Праги.
В этой связи Кейр Джайлс (старший научный сотрудник Королевского института международных отношений) и Томас Ильвес (бывший президент Эстонии), исходя из единого мнения о том, что Европа подвергается атаке со стороны России, и убеждения в необходимости для ЕС действовать против такой атаки не увещеваниями, конкретными акциями, 23 апреля разместили на сайте Королевского института международных отношений редакционную статью, в которой говорится, как именно это нужно сделать.
Эта передовица характеризуется лишь исключительной грубостью, и особенного интереса не представляла бы, если бы не содержала ясно выраженной точки зрения о том, что реакция Западной Европы (под которой, разумеется, понимаются страны-члены ЕС и НАТО) на агрессивные и провокационные действия России вокруг складов во Врбетице и других местах в Европе может быть охарактеризована не иначе, как «слабая, медлительная и неадекватная».
С самого начала существования ЕС было ясно, что обеспечить единую и твердую позицию всех стран Евросоюза по отношению к России практически невозможно. Более того, разноречивая реакция членов ЕС на некоторые важные вопросы взаимоотношений с Россией, похоже, дает Москве неплохие шансы расшатать единство рядов Евросоюза и «вклинить» в образовавшиеся щели свои интересы и преимущества. Классическим примером этого является мега-проект «Северный поток —2», который, несмотря на противодействие со стороны Украины, Польши и стран Балтии, пользуется неизменной поддержкой Германии, которая упорно продвигает его вперед.
Есть еще и важнейшая проблема антиковидных вакцин. В ЕС Еврокомиссия должна закупить вакцины для всех стран-членов единовременно, чтобы обеспечить их равномерное распределение по странам-членам, однако фактические значительные задержки с поставками вакцин в Европу свели все это важное дело на нет. В этих условиях не только относительно небольшая Венгрия, но и европейских гигант Германия оказались вынужденными вступить в переговоры с Россией относительно закупок российской вакцины «Спутник V».
Еще один принципиальный момент. Неизвестно, сработала ли угроза Лаврова разорвать отношения с ЕС, если он введет дополнительные санкции, представляющие серьезные риски для российской экономики, но ЕС не принял жестких санкций, которых требовал от него Навальный. Кроме того, уже давно президент Франции Макрон проводит в отношении России свою отдельную политику, встречаясь с Путиным и выстраивая с ним особые отношения.
Отношение к России — самый важный вопрос для ЕС, но это также и самый сложный вопрос с точки зрения выработки единой линии Евросоюза. Возможно, хорошо понимая это, министр иностранных дел России Сергей Лавров в феврале этого года поставил в неловкое положение и заставил внимательно слушать себя Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который посетил Москву с официальным визитом. На совместной с Боррелем пресс-конференции Лавров даже назвал ЕС «ненадежным партнером». Он объявил о высылке дипломатов из трех стран Евросоюза за то, что они участвовали в демонстрациях в поддержку Навального, даже не уведомив Борреля об этой акции заранее во время его пребывания в Москве.
Из недавних американских санкций, введенных против России, видно, что администрация Байдена испытывает с ними гораздо большие сложности, чем администрация Трампа, несмотря на всю нынешнюю браваду Белого дома. Все попытки Байдена с грехом пополам «запустить» систему своих политических представителей в странах ЕС особых успехов не имеют, и эта система пока практически не функционирует (возможно и в силу такой важной причины, как отсутствие в команде Байдена достойного кадрового резерва для нее).
В общем, создается такое впечатление, что для ЕС наступило время «собраться», «тщательно осмотреться» и постараться внести такие изменения в свой политический курс в отношении России, которые сделали бы его более единым и решительным.