Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главред (Украина): как Украина потеряла жирный шанс стать газовым хабом

Наша страна имела чудовищную фору для создания собственного газового хаба, но так этим и не воспользовалась

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкГазовое оборудование в Украине
Газовое оборудование в Украине - ИноСМИ, 1920, 22.05.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина, имевшая огромную фору перед другими странами для создания собственного газового хаба — подземные хранилища, крупнейшая ГТС — превращается в газовый тупик. А странами-хабами становятся Польша, Турция и Германия, которые вроде бы вообще не имели на это никаких шансов.

На днях руководитель оператора по управлению нашей ГСТС заявил, что убыток Украины от запуска «Северного потока — 2» составит 5миллиардов долларов в год. В эту сумму включены как прямые потери от сокращения транзита, так и косвенные — газ станет для нас дороже вследствие «удлинения» логистического плеча. Сбудется давняя мечта «реформаторов» — недостающий газ на самом деле, а не на бумаге, будем покупать в Германии и Польше, в местных хабах.

Сумма потерь не учитывает убыток от запуска «Турецкого потока», о котором у нас предпочитают не вспоминать. Показательно, что два наших союзника, Турция и Германия, когда дело дошло до их шкурных интересов, тут же забыли про Украину, для которой потеря 5 миллиардов будет существенной. Желание заработать те же 5 миллиардов долларов для себя, оказалось сильнее, чем «система ценностей».

Произошло невозможное — Украина, которая имела чудовищную фору для создания собственного газового хаба (подземные хранилища, крупнейшая ГТС), из хаба превращается в газовый тупик, а странами-хабами становятся Польша, Турция и Германия, которые вроде бы вообще не имели на это никаких шансов.

Мы могли зарабатывать до 5% ВВП на логистической марже, но вместо этого будем дополнительно тратить 1-2% ВВП на удлиненном транспортном плече. Произошло то, что обычно называют «самосбывающиеся надежды» или по-простому: «все желания материальны». Мы ведь так долго говорили о том, что не покупаем «российский газ». Хотя именно его отбирали из трубы, проводя лишь расчеты с «газовыми прокладками» в Люксембурге и Швейцарии, то есть на бумаге.

И формула импортного паритета «хаб+», которая была обычным способом накрутки цены на газ, в ближайшем будущем станет вполне реальным механизмом «рыночного ценообразования». Газ действительно будет поставляться на Украину (на этот раз и физически, а не только «финансово») из польских и немецких хабов с соответствующим ростом цены на рынке для потребителей, без исключений для населения.

А теперь о рациональном выборе, точнее о реализации оного в условиях Украины. Рациональный политик, выбирая между разовой выплатой в 3 миллиарда долларов в пользу государства и ежегодным доходом своей страны в те же 3 миллиарда, естественно выберет второй вариант.

Рациональный индивид, у которого семья живет за границей, а здесь он просто на «шабашке», выберет первый вариант. Зачем ему эта страна, если с ней его связывает лишь временный трудовой контракт. Все заработанное здесь, он тут же выводит за границу, даже не инвестируя в национальную экономику свои «бонусы». Так и произошло на Украине.

Создание хаба у нас было вполне реально. Для этого нужно было в досудебном порядке завершить спор с Газпромом и привлечь к анбандлингу Нафтогаза операторов из ЕС. В этом случае, «Северный поток — 2» могла ждать участь недогруженного «Турецкого потока».

Обходные пути транспортировки газа в Европу мы победили бы экономически, а не с помощью санкций. Но для этого нужно было сделать две вещи. Первую — забыть о возможности получить бонусы за выигранный в Стокгольме арбитраж, попутно приняв на себя изрядную порцию критики со стороны «патриотов». Второе — вызвать недовольство в одном посольстве и отдать системным европейским операторам в управление украинскую ГТС, то есть отказаться от своего «карманного оператора».

Не забываем, что транзит — это кормушка всех наших политических «элит». То есть совершить в понимании нашей политической парадигмы «прикре самогубство». Такой человек прослыл бы в Киеве сумасшедшим. Поэтому у нас выбирают путь презираемых, но понятных в логике своих действий.

Хотя в другой стране, человек, выбирающий рацио для своей страны, а не лично для себя, был бы обычным чиновником, делающим правильные поступки за обычную зарплату. В этом и заключена концептуальная причина всех наших неудач.