Ежегодно с момента своего основания фонд Eurasia Group посвящает большую часть своего времени и ресурсов проведению углубленных опросов общественного мнения о внешней политике США. Многие из этих исследований выявили большой разрыв между скромной и прагматичной американской внешней политикой, которую хочет видеть американское общество, и теми интервенционистскими подходами, которые стали типичным для американской политической элиты в Вашингтоне. Другие такие исследования преимущественно сосредотачивают внимание на тенденциях в изменении оценок американской внешней политики и состояния демократии в стране и предлагают журналистам, аналитикам и практикам значительное количество ценных данных.
Последнее исследование, осуществленное исследователями Кэролайн Грей и Марком Ханна, проводилось в то время, когда кризис с коронавирусом начинал кардинально менять жизнь американского общества и практику ведения бизнеса в стране. В качестве объектов исследований использовались в общей сложности население 10 стран. Мировая выборка составляла 5 249 участников. Хотя, безусловно, стоит прочитать весь этот отчет, но даже «навскидку» из него можно выбрать несколько наиболее заметных выводов.
Первое, что сразу бросается в глаза, это тот факт, насколько все же популярными остаются Соединенные Штаты во всем мире по сравнению с их конкурентами, даже после многих лет общения иностранных государств с бывшим президентом США Дональдом Трампом, который гордился своей резкостью. Примерно 50% участников, опрошенных исследователями, относятся к США положительно, 29% процентов заявили о своем нейтральном отношении, а 22% — о неблагоприятных настроениях по отношению к США. Приязнь к Америке (или, по крайней мере, уважение к ней) достаточно широко распространена на всех континентах: более 77% индийцев, 66% нигерийцев, 70% бразильцев и 60% поляков придерживаются положительного мнения о дяде Сэме.
В то время как все больше и больше основных дискуссий о мировых делах (правильно или ошибочно) сосредотачиваются на теме глобального соревнования между Вашингтоном и Пекином, Фонд Eurasia Group обнаружил, что три четверти респондентов отдают предпочтение как мировому лидеру США, а не Китаю. Меньше из-за того, что США — это страна, которая высоко ставит демократию, свободу и свободу, а больше потому, что экономический вес Америки и ее исторически прочные отношения со многими странами превосходят все, что может предложить им Пекин.
Мы часто слышим слово «лидерство», которое используется всякий раз, когда обсуждается внешняя политика США. Настолько часто, что сам термин превратился в некую «подпорку» для оправдания даже плохих политических решений Вашингтона. Для некоторых людей американское лидерство эквивалентно способности США просто вести за собой других своим примером. Для многих иных это такой генеральный слоган для показной внешней активности США, в которой они берут на себя бремя уничтожать «негодных игроков» в погоне за некоей демократической утопией, основанной на неких правилах. Хотя исследование Eurasia Group Foundation не дает четкого определения того, что означает «лидерство США» (в конце концов, этот термин имеет примерно такое же право на существование, как Jell-O — бренд желатиновых десертов, кремов и пудингов), исследователи обнаружили, что иностранная публика в целом одобряет такое понимание роли США. Например, в Индии, этом южноазиатском гиганте, за которым активно «ухаживает» администрация Байдена, стремясь создать стену вокруг Китая, влияние США в мире оценивается особенно высоко — около 80% индийцев дали «положительный» или «скорее положительный» ответ на этот вопрос. Что интересно — для японцев эта цифра составляет всего 28% (45% говорят, что влияние США в Восточной Азии и (или) Японии за последние 20 лет практически не изменилось).
Это, конечно, не означает, что к США относятся благосклонно во всем мире. Российские и китайские респонденты резко критикуют внешнюю политику США, особенно в отношении своих стран. Лишь 39% китайских участников опросов положительно оценили США в 2020 году, что было на 15% меньше, чем в предыдущем году. В России более 55% респондентов считают, что внешняя политика США ухудшила ситуацию с безопасностью в мире.
Не особо радужно обстоят дела для США и в Германии. В Вашингтоне отношения Америки и Германии считаются одними из самых ценных для США. Крупнейшие американские военные объекты в Европе находятся на территории Германии, и десятки тысяч американских военнослужащих размещены там на постоянной основе. Даже в разгар самой страшной пандемии в мире за столетие торговый оборот США и Германии в прошлом году составил 172 миллиарда долларов. Однако только 18% немцев считают, что США эффективно использовали свое влияние в Европе — континенте, безопасность которого все еще в значительной степени лежит на плечах американских вооруженных сил. Как пишут Грей и Ханна, «люди в Германии более, чем в любой другой опрошенной стране, отрицательно относятся к американским идеям демократии и к США в целом».
Обычно опросы общественного мнения бывают более ценными для ученых и исследователей, чем для практиков, в действительности отвечающих за разработку и реализацию внешней политики США. Тем не менее, исследования фонда Eurasia Group отличаются тем, что их предметом являются те конкретные аспекты американской политики, которые могут способствовать формированию негативных взглядов на внешнеполитический курс США. Таким аспектом, в частности, является мировая торговля США оружием, которая вызывает весьма неоднозначные отзывы за рубежом. 28% зарубежных респондентов в целом не знают, является ли партнерство их стран с вооруженными силами США положительным или отрицательным фактором — довольно шокирующая статистика, особенно, если учесть, что США содержат за рубежом около 800 военных баз, объектов и пунктов.
Насколько важными могут оказаться результаты этих опросов для официальных лиц США при формулировании ими государственной политики — это игра в «угадайку». Если что-то и должно определять внешнюю политику США, так это их интересы, а не необходимость нравиться конкретной стране. Геополитика — это не конкурс популярности среди учеников средней школы.
Но если подобные отчеты могут внести немного больше ясности и дать больше материала для размышлений в качестве основания для выработки реалистичной и сдержанной внешней политики США, то чем их будет больше, тем будет лучше.
__________________________________________________________________________________
Дэниел Депетрис — научный сотрудник аналитического центра «Приоритеты обороны» (Defence Priorities), обозреватель журнала Washington Examiner и автор, пишущий для журнала The National Interest.