Официальных представителей министерств иностранных дел как правило не знают, однако Мария Захарова — исключение. Помимо того, что Захарова много лет является официальным представителем Министерства иностранных дел России, она, пожалуй, самый популярный и воспринимаемый всерьез спикер МИД в мире, известный своим острым умом и порой острым языком на еженедельных брифингах.
Сегодняшний брифинг Захаровой, 21 мая, был непривычно продолжительным. В письменном виде он занял бы порядка 25 страниц. Та его часть, которая касается Турции, очень важна. Здесь официальный представитель акцентировала внимание на заявлении МИД Турции по Крыму от 18 мая и резко раскритиковала политику Анкары прежде всего в отношении этнических групп, проживающих в России. Эта критика напоминает события на фоне самолетного кризиса в российско-турецких отношениях. И даже, можно сказать, еще жестче.
Как и многие наблюдатели, я тоже в разных своих статьях обращал внимание на восприятие Россией угроз своей территориальной и государственной целостности. Можно сказать, что это восприятие угрозы усиливается не только в привязке к Крыму, но и относительно тюркских и мусульманских меньшинств, проживающих в России и вокруг нее.
Однако это предмет для более комплексного анализа. Здесь ограничимся словами Захаровой о Турции.
«Вопрос. Относительно чрезмерной заботы турецкой стороны в отношении крымских татар. 18 мая Министерство иностранных дел Турции выступило с заявлением в память «жертв депортации крымских татар и черкесов», в котором указывается, что по прошествии 77 лет крымские татары «продолжают противостоять вызовам, сопряженным с последствиями депортации». Цитата: «Турция продолжит поддерживать усилия по защите идентичности крымских татар, по устранению проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники. Анкара стремится внести вклад в повышение благосостояния крымских татар». Также представитель МИД Турции Т. Бильгич заявил, что земли потомков кавказских народов «были оккупированы 157 лет назад царской Россией». Как МИД России расценивает подобные заявления турецкой стороны? С какими проблемами и вызовами сталкиваются крымские татары, что Турция имеет желание их решать?
Ответ. Расцениваем подобные заявления как политизированные и конфронтационные. Вызывают сожаление продолжающиеся из года в год попытки официальной Анкары использовать тенденциозное толкование исторических событий в деструктивных целях и в угоду собственным политическим амбициям.
Спекулятивные заявления в связи с непростыми событиями XIX-XX веков не имеют никакого отношения ни к академической историографии, ни к реальной ситуации в Республике Крым и на Северном Кавказе. В частности, на полуострове действуют российское законодательство и правоприменительная практика, которые гарантируют соблюдение прав и свобод человека в полном соответствии с международными обязательствами нашей страны. Речь идет о предметном решении вопросов, связанных с укреплением статуса крымскотатарского языка как государственного, расширением участия крымских татар в представительных органах власти и социально-экономической жизни региона, а также эффективным функционированием религиозных организаций, этнокультурных и образовательных учреждений.
Русский, украинский и крымскотатарский языки в Республике Крым — государственные. Имеются различные возможности для их изучения в школах и высших учебных заведениях. В Крыму созданы равные права и условия для сохранения и развития национальной культуры, самобытности, свободы совести и вероисповедания.
Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из приоритетов. При главе Республики Крым функционирует Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий». Успешность такой политики подтверждается данными «Медиацентра имени Исмаила Гаспринского». Согласно данным соцопросов, в 2020 году 96% крымчан оценили межнациональные и межконфессиональные отношения как доброжелательные. При поддержке Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым работают информационный портал на украинском языке «Переяславська рада 2.0», издаются газета «Кримський вiсник» и журнал «Крим сьогоднi», газеты «Хоффнунг» (на немецком и русском), «Таврика» (на греческом и русском), «Извор» (на болгарском и русском), журнал «Голубь Масиса» (на армянском и русском). В рамках «Общественной крымскотатарской телерадиокомпании» успешно функционируют телеканал «Миллет» и радио «Ватан Седасы», издаются журнал «Йылдыз» и газета «Янъы дюнья».
«Если бы подобные заявления турецкого МИД, о которых Вы сказали, хоть раз содержали подобную фактуру, то они сами поняли бы всю неуместность продвигаемых ими тезисов. Это факты, и мы настоятельно призываем МИД Турции не скрывать их от собственной общественности.
Нынешняя демонстративная озабоченность Турции положением крымских татар в Крыму (при том, что до 2014 года власти этой страны упорно игнорировали многочисленные претензии международных организаций к Украине в отношении реализации этнокультурных прав этого народа) лишь подтверждает конъюнктурную природу таких озабоченностей.
Сомнительной представляется и роль турецкого государства в качестве «защитника» прав этнических меньшинств, где существуют собственные неразрешенные проблемы, имеющие этническую, языковую и религиозную окраску. Лишь несколько десятков лет отделяет нас от времени, когда проживающие в Турции черкесы вынуждены были скрывать этническую принадлежность, а родной язык был под запретом.
Как говорит Сергей Лавров, мы люди вежливые. Считаем, что Турция должна сама решать собственные вопросы, исходя из своих обязательств. Но если такая риторика будет продолжаться, нам тоже придется обращать внимание на подобные проблемы в Турции. Нам бы не хотелось этого делать, поэтому надеюсь, что МИД Турции нас сегодня услышит.
Считаем, что для турецких политиков давно наступило время отказаться от использования этнического фактора как инструмента геополитической игры, наносящей ущерб прежде всего интересам этнических групп.
У нас есть масса вопросов, проблем, областей, где мы можем взаимодействовать с Анкарой, прилагая совместные усилия. У нас есть прекрасный опыт такого взаимодействия. Давайте его использовать и не заниматься подобными вещами».
«В ночь на 18 мая 1944 года 250 тысяч наших тюркских сородичей из числа крымских татар подверглись депортации в нечеловеческих условиях и были оторваны от родины. В ходе этих печальных событий большое количество крымских татар погибли, а те, кто выжил, были вынуждены жить с тоской по родной земле.
Спустя 77 лет после депортации крымские татары продолжают противостоять вызовам, порожденным незаконной аннексией Крыма. Турция будет и дальше поддерживать своих сородичей для устранения несправедливости, с которой сталкиваются крымские татары, защиты их идентичности, обеспечения их благосостояния и благополучия.
А 21 мая мы вспоминаем как 157-ю годовщину "депортации черкесов" — трагедии, которая и сегодня жива в нашей общей памяти, когда кавказские народы во время оккупации со стороны царской России были вынуждены покинуть свою родину и бежать в Анатолию, неся большие потери.
Мы разделяем боль крымскотатарских тюрок и братских народов Кавказа, просим божьей милости для всех погибших во время депортации, с почтением склоняем головы перед их светлой памятью».