Несколько дней тому назад известное немецкое информационное издание Business Insider, рассказывая о серии учений, которые последнее время были проведены командованием спецопераций США в Европе, сделало определенные «предположения» из содержания, состава, легенд и мест проведения этих маневров. И эти предположения западных журналистов буквально «взорвали» сообщество российских пропагандистов и различных «военных экспертов».
Издание пишет, что Россия после оккупации крымского полуострова буквально «нашпиговала» его самым современным вооружением, создав там так называемую зону A2/AD (Англ. Anti-access and area denial — ограничение и запрет доступа и маневра) — это концепция сдерживания противника (обычно комплексом вооружений) путем создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения сил противника в защищенной местности.
Термин A2/AD особенно широко начал применяться экспертами в современной военной науке с момента разработки Россией и Китаем дальних ракетных систем с ОТРК, ПВО и противокорабельных ракетных комплексов, создающих «защитную сферу», в которую войска НАТО не могут проникнуть без риска неприемлемых потерь.
В оккупированном Крыму группировка российских войск включает в себя сухопутную, воздушную и военно-морскую компоненты, позволяющих России удержать противника подальше от полуострова. Прежде всего, речь идет о многочисленных новейших мощных РЛС, способных отслеживать надводные суда на сотни миль, а также наземные зенитные и противоракетные системы, установленные по всему полуострову. В частности, это четыре полка, оснащенные ЗРК С-400 «Триумф». Кроме того, в состав 31-й дивизии ПВО в Крыму входят системы средней и малой дальности 9К40 «Бук-М2» (до 50 км), 9К332 «Тор-М2» (до 16 км) и 96К6 «Панцирь-С» (до 20 км). Количество этих систем в последнее время значительно увеличилось.
Поэтому применение морских сил специальных операций может быть одним из вариантов получения преимущества в потенциальном конфликте НАТО с РФ. Рассказывая о маневрах, журналисты Business Insider позволили себе гипотезы, что оккупированный россиянами украинский Крым в перспективе мог бы стать основным полем действия для спецназа ВМС США. Немецкие специалисты даже спрогнозировали ход конфликта на полуострове, отметив, что команды американских «котиков» способны высадиться на берег и совершать различные диверсии: устанавливать мины на корабли, устраивать засады на дорогах, проводить разведку на земле и под водой. Приоритетными целями стали бы именно элементы российской системы A2/AD: РЛС, системы управления войсками, а также комплексы противокорабельной обороны и ПВО.
Международный морской спецназ тренировался «атаковать Крым»
Что касается самих учений, которые имели названия Trojan Footprint 21 («Троянский след — 21») и Black Swan 21 («Черный Лебедь — 21»), то в них были задействованы подразделения «морских котиков» — SEAL (элитное подразделение специальных войск, ВМС США «море-воздух-земля» буквально Seals — англ. тюлени). Это спецподразделение применяют для разведывательных и диверсионных операций, в контртеррористических операциях и других видах нетрадиционных военных действий.
В маневрах участвовали «зеленые береты» и экипажи боевых катеров сил специальных операций ВМС Соединенных Штатов. Во время учений отрабатывали совместимость подразделений спецназа и других родов и видов войск, проверяли эффективность действий в случае вероятного столкновения с условным противником.
К участию в учениях, кроме американских «котиков», привлекли подобные подразделения морского спецназа и воздушного десанта Австрии, Болгарии, Хорватии, ФРГ, Грузии, Венгрии, Черногории, Северной Македонии, Испании, Украины и Великобритании.
Прочитав предположение немецких журналистов, что «НАТО готовится к войне за Крым», российские медиа начали информационную кампанию по «невозможности» подобных сценариев, ведь, по их мнению, полуостров является неприступной крепостью, и любые попытки противника приблизиться к нему будут жестко пресекаться.
Скандально известный бравурными рассказами о верхушке российской армии бывший военный журналист, ныне обозреватель издания «Комсомольская правда» Виктор Баранец, вообще «разродился» угрозами в сторону США, что якобы «Крым станет адом для американских „морских котиков", которых еще на дальних подступах на воде и под водой встретят противодиверсионные силы ЧФ РФ».
По словам Баранца:,«Крым мог бы стать идеальным кладбищем для тех иноземцев, которые вознамерятся его захватить. Там, кстати, немало кладбищ тех, кто в разные века приходил на полуостров с мечом». И эта фраза звучит несколько двояко, потому что сегодня полуостров находится под оккупацией именно «иностранцев» — россиян. И именно их кладбищ здесь немало еще со времен «покорения Крыма». Именно русские пришли сюда «с мечом» и им же держат в покорности местное население.
Другой «известный военный эксперт» из России Алексей Леонков, комментируя перехват российскими самолетами французских истребителей Dassault Mirage 2000 и самолета-заправщика, маневрировавших над Черным морем, вообще заявил информагентству ФАН, что российские летчики готовы сбивать все воздушные объекты, которые нарушат пространство над Крымом.
«Котики — не „пушечное мясо"»
Подобные предположения немецких журналистов «об отработке атаки спецназа на Крым» для российской пропаганды должны были бы стать достаточно серьезным предметом для размышлений, а не бравированием о собственной «железобетонности обороны». Во-первых, стоит вспомнить операции американских «котиков», среди которых подавляющее большинство вошли в анналы истории, в частности захват Усамы бен Ладена.
Во-вторых, понятно, что во время такой операции по проникновению на наполненный войсками оккупированный полуостров будут применяться целые комплексы средств и мер. «Морские спецназовцы» — уникальные и ценные военные специалисты, подготовка и содержание которых для каждого государства достаточно дорогостоящее мероприятие. Их никто не будет бросать (как это часто делает Россия) на различные штурмы, лобовые атаки, их применят лишь в тщательно подготовленных, отработанных операциях, где будут малые риски провалов и потерь, а шансы на успешные действия чрезвычайно высоки.
То есть, если американские «морские котики», а с ними и британская SBS (Special Boat Service), испанские Особые ВМС, немецкие SEK M (аналог котиков — прим. авт.) и представители других стран, имеющих подобные подразделения, отрабатывают на совместных учениях действия в Крыму, то они будут готовы успешно выполнить все возможные задачи, возложенные на морские УСН.
С учетом технических характеристик оснащения американских спецназовцев, заявление Баранца, что «морские котики» не смогут даже добраться до побережья Крыма, ведь их средства доставки (боевые катера специального назначения типа Мк VI — прим. авт.) недостаточно приспособлены для скрытого передвижения, и «рык этих крупных посудин слышен за несколько километров… береговая охрана Пограничной службы ФСБ и части береговой обороны Черноморского флота несут вахту в круглосуточном режиме» — является голословным и даже смешным.
Баранец прав лишь в одном, что «…корабли и самолеты НАТО почти постоянно пасутся у морской и воздушной госграницы России в районе полуострова. Совершенно понятно, что делают они это не из праздного „туристического" любопытства, а с конкретной целью — проверить уровень защиты Крыма с суши и с воздуха, на воде и под водой. А заодно — „прицелиться" к российскому полуострову». Действительно, Украина и страны НАТО постоянно ведут разведку ситуации в Черноморском регионе и в Крыму в частности. Поэтому в случае применения морского спецназа будут выбирать самую оптимальную ситуацию, когда ни береговая охрана ПС ФСБ, ни береговая оборона ЧФ не смогут эффективно противодействовать «морским котикам».
А дальше спецназ сделает свою «работу» — нанесет удары по российской «зоне A2/AD» в Крыму, чтобы другие силы и средства успешно осуществили собственную миссию — ракетные войска, авиация и флот уничтожили или подавили цели, а операция в целом шла по определенному плану.
Крым у разведки как на ладони
Российские «эксперты» могут даже не сомневаться, что США и их партнеры по НАТО имеют достаточно информации относительно имеющихся сил и средств в Крыму. Разведка союзников знает о каждой РЛС, каждом комплексе, самолете и ракете. Просчитаны и несколько вариантов ликвидации единственного сухопутного пути в Крым — уничтожение Керченского моста, с помощью которого РФ сможет перебросить помощь, и восстановить боезапас. Российский «крымский железный купол» в случае войны с НАТО просуществует совсем недолго — гораздо меньше, чем израильский, ведь «запаса прочности» в нем совсем мало.
Издание Jane's Defense, ссылаясь на «источник» в ЦРУ, предоставляет следующие данные о российской ПВО в Крыму: «В идеале полк „Триумфов" С-400 может включать до четырех дивизионов по шестнадцать ЗРК в каждом. То есть всего шестьдесят четыре пусковые установки (может быть до семидесяти двух). Поскольку каждая пусковая установка имеет четыре загруженные пусковые трубы, то в каждом полку имеется двести пятьдесят шесть (или двести восемьдесят восемь) готовых к полету ракет, столько же ракет в резерве для перезарядки. Всего до пятьсот двенадцати (пятьсот семидесяти шести) ракет.
Однако два из четырех полков в Крыму укомплектованы не полностью и имеют лишь тридцать две пусковые установки со ста двадцати восьмью ракетами первого заряда и двести пятьдесят шесть ракет находятся в резерве. (Так что на самом деле в Крыму сосредоточены не пятьсот двенадцать, а триста восемьдесят четыре ракеты, однако, этого действительно немало — прим. авт.).
Пусковые установки «Панцирь» ближнего действия предназначены для обеспечения ПВО среднего и дальнего радиуса действия и самозащиты. Согласно Jane's Defense, один дивизион «Панцирей» обеспечивает прикрытие одного дивизиона «Триумфов» с шестью пусковыми установками, имеющими двенадцать ракет каждая. В целом — это семьдесят две готовые к запуску ракеты на один дивизион «Панцирей». Эти дивизионы дополняют развернутые в Крыму полки С-400 со ста сорока четырьмя ракетами малой дальности, плюс сто сорок четыре в запасе». (Всего в них насчитывается двести восемьдесят восемь ракет — прим. авт.)
Учитывая опыт израильско-палестинского конфликта, в частности событий мая 2021 года, когда из сектора Газа по городам Израиля за сутки выпустили до тысячи ракет, российского «крымского железного купола» из-за интенсивного ракетного обстрела со стороны противника, в частности США или НАТО, хватит ненадолго.
То, что подобные ракетные удары возможны и уже даже отработанны, реально продемонстрировали события ноября 2020-го года, когда США в одночасье перебросили в Румынию две боевые машины РСЗО дальнего действия HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System). Те выпустили по несколько ракет в воздух, и американцы вернули установки в Германию. Это стало посланием для России, что НАТО готово в любое время нанести удары по оккупированному ею полуострову.
В марте 2021-го года оперативно-тактические ракетные комплексы M142 HIMARS появились на вооружении Румынии. Вскоре на западном побережье Черного моря в зоне действия этого РСЗО их будет уже три дивизиона — пятьдесят четыре ракетные установки. РФ в ответ планирует развернуть в Крыму ОТРК «Искандер» и «Искандер-М» и уже даже провела пуски на крымском полигоне.
Кроме «Хаймарсов», удары по Крыму способно наносить и большое количество морских средств НАТО, которых немало имеется в Средиземноморском и Черноморском регионах. Не будет стоять в стороне и Украина, которая обладает собственным потенциалом ракетного и реактивного вооружения. Поэтому русский «зонтик» над Крымом, даже со средствами Черноморского флота, против интенсивной атаки США и НАТО удержится недолго.
Но западная философия ведения боевых действий склоняется в сторону минимизации массированных ракетных ударов и уменьшения количества крупных калибров, поэтому и отдает предпочтение применению высокоточного оружия и спецподразделений типа SEAL. Эффективность действий специальных войск намного выше, чем регулярных сил, и отрабатывается на учениях и маневрах, где за легенду берутся конкретные территории и ситуации.
Россия же по большей части не придерживается такой военной философии и продолжает считать соотношение калибров и «количества ракет, снарядов за единицу времени на единицу площади». Ее «военные эксперты» вообще живут понятиями «наставлений» и «боевых уставов» даже не Советской, а еще Красной армии. Но подобная «осведомленность» прекрасно служит российской пропаганде, которая, прежде всего, влияет на собственную аудиторию. То есть рядовой россиянин верит таким баранцам. Он убежден, что «Крым — это крепость», а «морские котики» США из-за плохих катеров сами попадут в засаду к российским пограничникам.