Евросоюз приказал авиакомпаниям обходить воздушное пространство Белоруссии после того, как страна заставила самолет компании Ryanair приземлиться ради ареста журналиста. Этот случай продемонстрировал, как быстро авиация может быть втянута в геополитику. И потенциальные последствия иногда очень опасны.
Реакция на поведение Минска была быстрой. Прошел лишь день после принудительного приземления рейса Ryanair прежде чем Александр Лукашенко столкнулся с осуждением со стороны многих стран и запретами авиаперелетов по всему миру. ЕС в понедельник призвал авиакомпании, которые базируются на территории блока, не летать над Белоруссией. Также белорусской государственной авиакомпании запретили входить в европейское небо. Великобритания наложила аналогичные ограничения. А несколько крупных авиакомпаний объявили, что они вообще не будут летать над Белоруссией.
"Учитывая текущую ситуацию, мы останавливаем работу в белорусском воздушном пространстве на какое-то время«,- сказал пресс-секретарь «Люфтганза» (Lufthansa) Таль Мускаль.
К решению немецкого авиаперевозчика присоединилась также «Аустриэн эйрлайнз» (Austrian Airlines). Согласно данным Cirium эти две компании играют ключевую роль в сообщении Беларуси с другими странами. «Эйр Франс» (Air France) и «Ка-эл-эм» (KLM) тоже заявили, что не будут проходить через белорусское небо. Аналогичное решение приняла и компания «Финнэйр» (Finnair).
«Изменения сделают авиарейсы немножко длиннее», — предупредил финский национальный перевозчик на странице в «Твиттере».
Некоторые аналитики говорят, что изоляция Белоруссии будет тяжелой и дорогой для европейских компаний. Перевозчики уже избегают Украину из-за войны с Россией. А отказ от маршрутов через белорусское воздушное пространство создаст новые осложнения для некоторых рейсов.
Минск нельзя назвать крупным европейским авиаузлом. Однако его аэропортом пользовался ряд международных компаний включая «Люфтганзу», «Аустриэн эйрлайнз» и «Туркиш эйрлайнз» (Turkish Airlines). Американские авиалинии, такие как «Америкэн эйрлайнз» (American Airlines), «Дельта эйр лайнз» (Delta Air Lines) и «Юнайтэд эйрлайнз» (United Airlines) предлагали перелеты в Минск через партнеров в Европе и «Белавиа».
Авиакомпании часто вынуждены подстраивать свою работу под геополитические и другие потрясения. В этом месяце, например, несколько американских перевозчиков отменили рейсы в Израиль из-за эскалации конфликта там. Некоторые перевозчики меняли процедуры включительно с добавлением остановок для дозаправки. Так произошло, например, после того, как хакеры взломали трубопровод на восточном побережье США. В 2014 году почти три сотни людей были убиты, когда российские силы сбили рейс MH17 над Украиной. Западные правительства обвинили в этом правительство России и его марионеток в Донбассе, хотя Москва отрицает свою причастность. В прошлом году Нидерланды подали иск против России в Европейский суд по правам человека, пытаясь получить доказательства, которые будут полезны для семей жертв.
С 2017 по 2021 год компания «Катар эйруэйз» (Qatar Airways) была вынуждена избегать авиапространства Саудовской Аравии и нескольких соседних стран. Причиной стало введение эмбарго против Катара в небе, море и на суше. В некоторых случаях это означало, что самолеты должны выполнять рейсы через более длинные маршруты, чтобы обойти Аравийский полуостров. Соседи обвинили Катар в поддержке терроризма. Но Доха отрицает это.
Изоляция Беларуси не повлияет на американские пассажирские перевозки, которые редко используют белорусское авиапространство. Но грузовые рейсы могут пострадать. В воскресенье, например, более десятка грузовых самолетов авиакомпаний из США прошли над Беларусью. Среди них были пять рейсов компании «Федэкс» (FedEx), четыре рейса «Ю-пи-эс» (UPS) и два «Атлас эйр» (Atlas Air). В заявлении компания «Ю-пи-эс» заверила, что ее сеть не пострадала. Однако продолжаются поиски «других маршрутов, которые гарантируют безопасность для наших экипажей и самолетов, а также обеспечат услуги для наших клиентов». В «Федэксе» заверили, что «пристально следят за проблемой».