В воскресенье вечером в небе над Европой произошел ужасающий акт государственного похищения. Четыре предполагаемых сотрудника КГБ и истребитель советских времен МИГ-29 заставили самолет Ryanair, совершавший рейс между двумя столицами стран ЕС, сесть в Минске. Захват судна был тщательно спланированной возмутительной операцией.
Белорусский КГБ (а он, к сожалению, совсем не пережиток прошлого) заявил, что самолет заминирован, однако истинной мишенью был 26-летний журналист Роман Протасевич. Протасевич — основатель Telegram-канала NEXTA, который поддерживал и освещал антиправительственные протесты, развернувшиеся в Белоруссии в августе прошлого года после фальсификации президентских выборов. Журналиста, как и его девушку, арестовали, а в вечером в понедельник появилось видео, на котором потрясенный Протасевич со странными отметинами на лице признается в совершении преступлений, за которые грозит 15 лет в тюрьме.
Белорусское правительство грубо нарушило международные законы и права человека, это признак режима, чья внутренняя распущенность стала международной проблемой. Александр Лукашенко, занимающий должность президента страны уже 27 лет, — диктатор-параноик, который боится правды и собственного народа. Он — трус, набравшийся смелости совершить акт воздушного пиратства, не особо задумываясь о последствиях.
Сбитые с толку таким пренебрежением, некоторые рассмотрели в произошедшем знакомые очертания лица Владимира Путина и решили, что он организатор этого захвата. Однако никаких реальных свидетельств этому нет. У Путина и Лукашенко, мягко говоря, непростые отношения. Это отлично показал прошлый год, когда Белоруссия арестовала 33 российских наемника и обвинила их в заговоре с террористическими целями.
Вместо того, чтобы вновь пускаться в избитые рассуждения в стиле «все дороги ведут к Путину», нам на Западе было бы лучше подумать, а какую роль сами мы сыграли в поощрении Лукашенко. Мы не смогли нанести ущерб правящей элите диктатуры возрастом почти в три десятилетия. С 2012 года ЕС вводил санкции против Белоруссии, но они ослабевали в соответствии со способностью Лукашенко настраивать Россию против Запада.
Конечно, фальсификация выборов белорусским правительством и жестокая агрессия государства по отношению к протестующим привели к тому, что ЕС и Великобритания расширили санкции, подвергнув им даже самого Лукашенко. Эти санкции по большей части служили защите или сдерживанию и совсем не были серьезной попыткой ослабить режим экономически.
Сначала реакция ЕС на захват выглядела так, будто продолжает традицию посредственных ответов на возмутительные автократические деяния. Комиссар ЕС по транспорту даже назвала вылет задержанного самолета Ryanair из Минска «отличной новостью для всех», проигнорировав оставшихся на белорусской взлетной полосе Протасевича и его девушку.
К счастью, в понедельник вечером Европейский совет предложил более мощный ответ. На рассмотрение был вынесен целый ряд мер, включая предложение расширить адресные санкции, призвать перевозчиков ЕС избегать воздушное пространство Белоруссии и запретить белорусским самолетам появляться в европейском небе и аэропортах. Однако не совсем ясно, сможет ли Евросовет провести эти меры, или, как минимум, сделать это настолько быстро, насколько необходимо для смелого символичного шага по сдерживанию других проблемных стран.
Более того, в стране, где режим, очевидно, не представляет свой народ, лучшими санкциями будут лишь тщательно направленные. В прошлом году Лукашенко закрыл сухопутные границы Белоруссии и обвинил НАТО в попытке вторжения, показав, что вполне доволен изоляцией своих граждан от остальной Европы. Почему ЕС должны ему в этом помогать? Если запретить белорусским рейсовым самолетам появляться в ЕС, то это ограничит свободу передвижений только для обычных белорусов. В конце концов, представители элиты продолжат летать частными самолетами.
Вместо того, чтобы изолировать, европейским странам следует предложить белорусам финансовую, логистическую и визовую помощь в поиске безопасного убежища. Пока драма вокруг захвата самолета продолжала разворачиваться, белорусское правительство объявило о введении масштабных внутренних ограничениях, которые запретят журналистам освещать несанкционированные протесты или публиковать «неподтвержденные» опросы общественного мнения. На прошлой неделе власти обыскали офис самого популярного в стране новостного сайта и заблокировали к ресурсу доступ.
На ряду с поддержкой тех, кто разделяет универсальные ценности демократии и права личности, европейские страны должны помешать кругу Лукашенко прятать свои состояния в ЕС или Великобритании (в том числе на заморских территориях). Белорусские элиты и их семьи использовали оффшорные компании, в особенности расположенные на Британских Виргинских островах, чтобы безнаказанно вести бизнес в ЕС. Те, против кого введены санкции, просто размещают свои активы под именем родственника.
Это не просто вопрос борьбы с «грязными деньгами», это вопрос подавления автократии. К примеру, почему правительство Великобритании не изъяло миллиард фунтов белорусских государственных облигаций, размещенных в 2020 году на Лондонской фондовой бирже? Почему оно не приняло меры по недопущению таких ценных бумаг к торгам в будущем?
В конечном счете, в захвате самолета и состоянии прав человека в стране следует винить Лукашенко. Однако, прежде чем размышлять, как лучше всего «наказать» Белоруссию, ЕС и Великобритания должны убедиться, что они не поощряют злодеев, игнорируя героев.
Джейд Макглинн — руководитель научно-исследовательских проектов и глава Центра исследовании России и Евразии Общества Генри Джексона.