Член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, руководитель канцелярии комиссии ЦК по иностранным делам Ян Цзечи (Yang Jiechi) начал свой визит в Москву. Во вторник он встретился с секретарем Совета безопасности Российской Федерации Николаем Патрушевым и провел с ним 16-й раунд российско-китайских консультаций по вопросам стратегической безопасности. Запад внимательно наблюдает за этой российско-китайской встречей на высоком уровне. Он связывает эту встречу с недавними переговорами госсекретаря США Энтони Блинкена с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и с запланированным на 16 июня саммитом между американским президентом Джо Байденом и российским президентом Владимиром Путиным, пытаясь понять тонкое взаимовлияние между отношениями этих стран.
На наш взгляд, такие спекуляции на тему взаимовлияния надуманны. Российско-китайское всестороннее стратегическое партнерство и взаимодействие в новую эпоху устойчиво, имеет прочные гарантии, в нем нет запретных тем и верхних пределов. Отношения между Россией и Китаем не только в наилучшей форме; они достигли высочайшего уровня равноправного стратегического сотрудничества между двумя ведущими странами мира. Никакие заговоры, никакие силы не смогут ослабить нынешние российско-китайские отношения.
Россия и Китай сближаются в стратегическом плане, потому что США и их главные союзники оказывают на них давление. Однако российско-китайское всестороннее стратегическое партнерство и взаимодействие в новую эпоху намного прочнее этой временной геополитической динамики. Оно непрерывно крепло и расширялось на протяжении 20 лет и превратилось в основу основ национальных стратегий двух стран. Взаимное стратегическое доверие, а также общность интересов России и Китая приобретают все большую ценность, и их нельзя променять ни на что в мире.
Как страна, добивающаяся гегемонии, Соединенные Штаты видят в Китае и России главные препятствия на своем пути. По стратегическим соображениям американцы нарочно процесс улучшения отношений с нашими странами ведут медленно, неэффективно и неустойчиво. Пекин и Москва убеждались в этом многократно. США мешают Китаю становиться сильнее, и будут и дальше оказывать давление на Россию в тех регионах, где она традиционно пользуется влиянием. Америка видит серьезную угрозу в российской военной мощи. Мы хотим мира, но никакое улучшение отношений с США не заставит Пекин и Москву ослабить бдительность и не обращать внимания на попытки Вашингтона вбить клин между Россией и Китаем.
Россия и Китай не станут создавать альянс, однако их взаимопомощь и взаимная поддержка будут прочны. Стратегическое взаимодействие между двумя странами охватило все сферы международной политики. Такой подход двух стран не нацелен на создание угрозы третьей стране. Но если США и их союзники будут усиливать давление на Китай или Россию, они несомненно увидят, как две страны сплачиваются и выступают против угнетателя. Чем сильнее будет такое давление, тем прочнее станет взаимная поддержка двух стран.
Не стоит строить догадки о том, насколько углубятся и так уже прочные взаимоотношения между Россией и Китаем, и как долго они продлятся. Не надо терять время на размышления о том «инструменте со спецэффектами», которым США наверняка попробуют вбить клин между двумя странами. Россия и Китай урегулировали все свои территориальные проблемы. Экономики двух стран взаимно дополняют друг друга. Потенциал их официального и негосударственного сотрудничества безграничен. Кроме того, двустороннее стратегическое сотрудничество продемонстрировало свою ценность в укреплении позиций двух стран при выстраивании отношений с США и Западом.
Альянс США и других стран Запада держится на американской силе. Когда сила США ослабнет, может ослабнуть и альянс. В эпоху глобализации, когда межгосударственные отношения выходят далеко за рамки геополитики, США и Западу в перспективе будет трудно сохранять прочность своего альянса. Величайшая ценность российско-китайских отношений — это равноправие и взаимная выгода. Оставаясь партнерами, но не стремясь к созданию альянса, две страны обретают свободу действий и запас прочности. Такие ценности и принципы будут намного жизнеспособнее, чем построенная на гегемонии система альянсов.
Когда Россия и Китай выступают заодно, любая гегемония немедленно демонстрирует нежелание с ними связываться в открытой борьбе, а потом у "гегемона" просыпаются угрызения совести. Да, российско-китайские отношения — это надежная гарантия мирового стратегического баланса. Все страны мира, включая союзников США, прямо или косвенно выигрывают от баланса, создаваемого Россией и Китаем. И недалек тот день, когда и США, перестав быть тираном, убавят в дерзости и будут вынуждены «хорошо себя вести» даже с не самыми большими и не самыми сильными в военном отношении странами.
Всестороннее стратегическое партнерство и взаимодействие между Россией и Китаем в новую эпоху принадлежит не только двум странам. Это достояние всего человечества. Агрессивные альянсы США с их основными союзниками не соответствуют духу времени XXI века. Они должны задуматься об этом.