На первый взгляд все произошедшее не укладывается в обычную логику. Зачем вообще нарываться на скандал из-за блогера с такими последствиями. Тем более, что влияние телеграмм-канала Nexta, который он создал и возглавлял значительно уменьшилось. К тому же сам Протасевич уже каналом не занимался, а переключился на другие проекты. ожно попытаться найти логику в параноидальной мстительности Лукашенко, но это до известного предела. Второе объяснение — это показать длинные руки Минска и свои возможности достать оппозиционеров даже в других странах. И тем более, если они по собственному недосмотру летят в самолете через территорию Белоруссии.
Вообще в этом эпизоде явственно проявилась какая-то наивность большинства белорусских оппозиционеров. Они до сих пор до конца не поняли, с кем имеют дело. В конце концов, не в Лукашенко проблема, а в Путине и вообще в российском режиме. Возможности ФСБ и ГРУ несравненно большие, чем провинциалов из КГБ Белоруссии. Россияне проваливаются регулярно, но и добиваются иногда своего. Тем более с такими неопытными противниками, как белорусские оппозиционеры. Многие из них до сих пор верят, что с Путиным можно договориться, и он поможет убрать Лукашенко.
При всем при том операция пропагандистского прикрытия была осуществлена крайне бездарно. Просто смешно, когда вроде бы о наличии бомбы на борту сообщила палестинская организация ХАМАС на английском языке с характерными для русскоязычных ошибками. То ли в Минске, то ли в Москве в очередной раз не потрудились узнать, что ХАМАС пишет на арабском. Видимо специалистов-арабистов под рукой не оказалось, а может по привычке подумали, что и так сойдет. Эта легенда просуществовала всего несколько часов, так как из Газы ответили, что не имеют никакого отношения к самолету. И вообще ХАМАС не замечен в террористических актах с самолетами. Надо полагать, что в ближайшем будущем мы еще узнаем много подобных несуразностей.
Возвращаясь к целям операции с самолетом, следует отметить, что блогер был не самым важным элементом при ее планировании и проведении. Или ее тактической целью, но были и более серьезные. Если хотите, стратегические. Эпизод с посадкой самолета следует рассматривать не изолировано, а в совокупности ряда событий, ему предшествующих. Для Кремля крайне важно добиться проведения саммита Путина и американского президента Байдена. По советским канонам на время подготовки встречи вся агентура как КГБ, так и ГРУ прекращала активную деятельность, чтобы каким-то провалом не спровоцировать ее отмену.
На этот раз мы видим совершенно противоположные действия. Уже в ходе подготовки произошла хакерская атака на нефтепровод Colonial Pipeline. В результате возник дефицит бензина в ряде штатов, что крайне болезненно для такой моторизированной страны как США. В американском разведсообществе уверены, что за хакерами стоят российские спецслужбы. И тогда возникает целый ряд вопросов.
Первый. Атака осуществлена с санкции высшего руководства или без нее. Если Путин об этом знал и разрешил, то тогда вообще, зачем с ним встречаться. Если он хотел запугать своего американского собеседника, то предметного разговора с ним не получится a priori и незачем терять на него время. В варианте, что атака есть самодеятельность генералов, то еще хуже. Получается, что Путин не в полной мере контролирует свои спецслужбы и снова встреча не имеет смысла.
Второй. В московских коридорах власти сформировалось милитаристское крыло, которое приобретает все большее влияние. Для него крайне нежелательно даже чисто символическое ослабление напряженности в отношениях с Западом и прежде всего с США. Милитаристов возглавляет секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. О степени его влияния говорит только что прошедшая встреча в Швейцарии с советником американского президента Джейком Салливаном. Такое впервые. Раньше подготовкой саммита занимался МИД и охрана российских президентов.
Третий. В этой же плоскости следует рассматривать и случай с самолетом. Всем понятно, что без российских спецслужб дело не обошлось. И на Москву падает тень участия в подготовки и проведении такого акта пиратства. Зачем, казалось бы, в очень напряженную ситуацию добавлять горючего материала. Если ставить своей целью либо срыв саммита, либо его дискредитацию и девальвирование, то все логично и понятно.
Четвертый. Милитаристское крыло всегда рассматривало Запад как рыхлую и ни на что не способную совокупность стран и организаций, объятых страхом от разгулявшейся России. Западные санкции считаются признаком как раз такой слабости, так как не затрагивают глубинных интересов российской элиты. К тому же в серьезные санкции в Москве не верят, что пока подтверждается в той или иной мере.
Похоже, что в эту легенду поверил и Лукашенко. Он тоже уверен, что в Европе покричат, выразят обеспокоенность и на этом все завершится. Для него крайне неприятным оказался факт закрытия для Белавиа ряда европейских стран и прекращение полетов через территорию Беларуси. Об этом заявили французская Air France, финская Finnair, нидерландская KLM, польская LOT, австрийская Austrian Airlines и сингапурская Singapore Airlines, немецкая Lufthansa, скандинавская SAS, латвийская AirBaltic и венгерская Wizz Air.
Дело не только в ощутимой потере валюты и фактическом разорении Белавиа. Это и психологический удар, так как белорусская авиакомпания — это любимое детище Лукашенко. Он потратил на ее создание и выход на мировую арену очень много средств и вот из-за такого эпизода вся конструкция грозит с шумом обвалиться. Очень похоже на то, что терпение европейских лидеров лопнуло, и они собираются ввести серьезные санкции против режима Лукашенко. На повестке дня прекращение поставок калийных удобрений и нефтепродуктов. Рассматривается возможность прекращения транзита товаров через территорию Белоруссии. Даже неполное эмбарго нанесет очень сильный удар по белорусской экономике, которая окажется на грани полного обрушения.
В принципе, это соответствует московским запросам. Хитрый Лукашенко в результате глупости с самолетом оказался зажатым в узком пространстве и вынужден просить значительной финансовой поддержки у Путина. И здесь у Кремля тоже неясная перспектива. Можно заставить белорусского деятеля согласиться на так называемую глубокую интеграцию. Однако затем следует необходимость взять Белоруссию на содержание. С этим у Москвы большие проблемы. Так что пока денег немного дадут, а о дальнейшем в очередной раз договорятся.
Если более детально проанализировать события последних месяцев, то налицо обострение внутренней борьбы в России между различными группами влияния. Их возможности и состав прекрасно известны правительствам ведущих стран Европы и США. В этих условиях Запад предпочтет занять выжидательную позицию до полного прояснения обстановки. Возможен вариант, что Путин на встрече согласится сделать определенные уступки в обмен на невмешательство в предстоящий транзит власти и будущие гарантии его возможного перемещения из России. Как говорят злые языки, вариант срочной эвакуации главного российского начальника и членов его семьи уже обсуждался с некоторыми странами и даже вырабатывались соответствующие маршруты.
Хотя сейчас в центре внимания Роман Протасевич и его судьба, на самом деле разыгрывается драма с гораздо большим количеством участников и самое главное, с неясным исходом. Как для Лукашенко, так и для Путина.