Во вторник, 25 мая, Белый дом объявил о том, что президент Байден встретится с Владимиром Путиным в Женеве 16 июня, и это сообщение вызвало бурю протестов со стороны республиканцев.
Перспектива того, что президент США лично встретится с российским лидером, показалась совершенно невыносимой для его критиков, особенно если учесть, что союзники России в Белоруссии заставили пассажирский самолет компании Ryanair совершить посадку в минском аэропорту, чтобы арестовать находившегося на его борту диссидента, что Соединенные Штаты недавно ввели против России санкции в связи с хакерской атакой на SolarWinds и что российские власти стянули свои войска к украинской границе. (Разумеется, встречи предшественника Байдена с Путиным, китайским лидером Си Цзиньпином и северокорейским лидером Ким Чен Ыном не вызывали никакого беспокойства у республиканских критиков действующего президента).
Сенатор Бен Сасс (Ben Sasse) кричал, что запланированная встреча с Путиным заставит Байдена выглядеть «слабым». Другие консервативно настроенные эксперты в области внешней политики пожаловались, что согласие провести этот саммит свидетельствует о том, что Байден хочет наладить отношения с Россией сильнее, чем Россия хочет наладить свои отношения с Соединенными Штатами. Разумеется, Путин согласился встретиться с Байденом после того, как президент США ввел серьезные санкции против России, резко высказался о том, как российские власти преследуют Алексея Навального, и назвал Путина «убийцей». Некоторые могут воспринять это как свидетельство того, что Путин не может позволить себе окончательно испортить отношения с единственной сверхдержавой в мире.
Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки терпеливо объяснила репортерам во вторник, 25 мая: «Возможно, за последние несколько лет мы об этом забыли, но именно так и работает дипломатия». Она продолжила: «Мы встречаемся с людьми не только в тех случаях, когда мы с ними согласны. На самом деле очень важно встречаться с лидерами, когда между нами возникает целый ряд разногласий, как мы делаем с российскими лидерами». Она подчеркнула: «Мы не считаем, что встреча с российским президентом — это награда [для него]. Мы считаем ее важной частью [наших усилий по] защите интересов Америки».
Хорошее поведение со стороны деспотов никогда не было необходимым условием для того, чтобы американские президенты соглашались на встречи с лидерами враждебных стран. Президент Рональд Рейган много раз встречался с лидером «империи зла», и американские президенты встречались с лидерами Китая, несмотря на вопиющие нарушения прав человека, нарушения норм торговли и другие предосудительные действия. Согласие Байдена на встречу с Путиным не поднимает Россию до уровня крупной державы (как это было с заискиваниями его предшественника перед северокорейским диктатором). Россия — это серьезный игрок, нравится нам это или нет.
Саммиты с лидерами этих стран призваны в первую очередь предотвратить эскалацию напряженности и непонимание, а также, если это возможно, должны способствовать прогрессу в решении каких-то конкретных вопросов.
Ждать, пока Россия начнет вести себя менее агрессивно, чтобы провести саммит — это глупость. Гораздо важнее то, что будет сказано и какие договоренности будут достигнуты в ходе этого саммита. Встречи с целью «узнать друг друга получше» без заранее определенных результатов доказали свою неэффективность. Временами подобные встречи оборачивались просчетами и ошибочными суждениями. У Байдена достаточно опыта работы во внешней политике, чтобы знать, что, если мягко озвучивать тревоги Соединенных Штатов, это лишь придаст Путину смелости.
Будем надеться, что этот саммит обернется каким-то минимальным достижением, даже если это будет всего лишь заранее проработанное совместное заявление. Однако после президента, который был марионеткой Путина, Байден сумеет достичь определенного успеха, даже если он просто вновь озвучит ожидания и интересы Соединенных Штатов. Путин должен знать, что Байден не будет такой же «комнатной собачкой», какой был его предшественник. При нынешней администрации Россию будут ждать крайне неприятные последствия, если она решится на агрессию в отношении других стран, на новые кибератаки и вмешательства в демократические выборы. К примеру, Байден может ясно дать понять, что Соединенные Штаты не смогут налаживать отношения с Россией, если положение Навального еще больше ухудшится.
Критики из рядов Республиканской партии в конгрессе, очевидно, упускают из виду, что Байдену сейчас необходимо устранить тот ущерб, который был нанесен достоинству и авторитету Соединенных Штатов его предшественником, демонстрировавшим Путину, что России не стоит бояться последствий ее дурного поведения. Встреча, в ходе которой Байден заявит о том, что Соединенные Штаты больше не станут мириться с поведением России, возможно, заставит Путина более тщательно взвешивать выгоду и издержки его действий в будущем. Если результат саммита может стать таким, его обязательно необходимо провести.