Будучи вице-президентом, Джо Байден встречался с украинскими, российскими и казахскими деловыми партнерами своего сына на званом обеде в Вашингтоне, округ Колумбия, явствует из файлов с ноутбука Хантера Байдена.
Ужин 16 апреля 2015 года проходил в закрытом зимнем саду в кафе «Милано» в Джорджтауне, девиз которого «Здесь собираются самые влиятельные люди мира».
На следующий день Хантер получил электронное письмо от руководителя украинской энергетической компании Burisma Вадима Пожарского с благодарностью, что тот познакомил его с отцом.
«Дорогой Хантер, спасибо, что пригласили меня в Вашингтон и дали возможность встретиться и пообщаться со своим отцом», — написал Пожарский 17 апреля 2015 года.
«Для меня это большая честь, и я очень рад».
Совпадение: именно в это время Хантер был членом совета директоров Burisma с окладом в 83 333 доллара в месяц.
В электронном письме Хантеру Байдену Вадим Пожарский пишет:
«Дорогой Хантер, спасибо, что пригласили меня в Вашингтон и дали возможность встретиться и пообщаться со своим отцом. Для меня это большая честь, и я очень рад.
Как мы договорились вчера вечером, было бы здорово встретиться сегодня за чашечкой кофе. Как вы думаете? Я мог бы зайти к вам в офис где-то около полудня, до или по дороге в аэропорт.
Всего наилучшего, В».
В список гостей, подготовленный Хантером за три недели, вошли российский миллиардер Елена Батурина и ее муж, нечистый на руку бывший мэр Москвы Юрий Лужков, ныне покойный. 14 февраля 2014 года Батурина перевела 3,5 миллиона долларов в инвестиционную фирму из Делавэра Rosemont Seneca Thornton LLC, которую Хантер основал вместе с Девоном Арчером (Devon Archer), бывшим советником госсекретаря Джона Керри.
Эта переписка упоминается в отчете о подозрительной деятельности, предоставленном министерством финансов в ходе прошлогоднего расследования против Хантера в комитете внутренней безопасности по инициативе республиканцев Сената.
Перед ужином Хантер сообщил гостям, что там будет присутствовать его отец. В одном из писем он пользуется своей ролью в совете директоров Всемирной продовольственной программы США, чтобы скрыть истинную цель званого вечера — познакомить отца со своими деловыми партнерами.
«Итак, официальный повод для ужина — обсуждаем продовольственную безопасность», — написал Хантер 26 марта Майклу Карлуцосу (Michael Karloutsos), сыну бывшего главы Греческой Православной Церкви США.
«Папа тоже будет, но пока это между нами. Спасибо».
Карлуцос ответил: «Конечно, договорились. <…> Ты же говорил, что твой отец тоже собирался».
Кроме того, на обед в «Милано» были приглашены трое казахских чиновников, в том числе тогдашний председатель крупнейшего во всей бывшей советской республике Казкоммерцбанка Марк Хольцман.
В списке гостей, который Хантер отправил Арчеру за три недели до ужина также значились посол Мексики и представители Всемирной продовольственной программы США:
«3 места для наших казахстанских друзей
2 места для Елены с мужем
2 для нас с тобой
3 для ребят из продовольствия
Вадим
3 посла
Итого: 14».
Все ли из списка Хантера смогли принять участие, неизвестно. Перед мероприятием Арчер написал Хантеру в электронном письме, что Батурина не хочет на ужин, но ее муж приедет.
«Елена не хочет мешать Юрию, поэтому она встретится с нами в городе, но на обед не поедет», — написал Арчер 20 марта. «Но это она так сказала. Мы можем и настоять на своем».
В конце письма он приписал: «Так что оставь место для своего человечка (и моего тоже, если он в городе)».
Хантер ответил: «Мне кажется, от твоего человека больше проблем, чем пользы. Или у тебя другие предложения?».
Кого Арчер подразумевал под «своим человечком», тогдашнего госсекретаря Джона Керри или кого-то еще, непонятно.
Рик Лич (Rick Lich), основатель Всемирной продовольственной программы США, американского подразделения по сбору средств для ООН, написал Хантеру по электронной почте в 23:15 после ужина: «Какой фантастический и плодотворный вечер — спасибо!».
Казахский банкир Хольцман написал в электронном письме: «Дорогой Хантер, спасибо за прекрасный вечер, прекрасную компанию и отличную беседу. С нетерпением жду встречи с вами в ближайшее время и предвижу многие возможности для тесного сотрудничества ».
Двух других представителей Казахстана в своем списке гостей Хантер не указал поименно, но утром в тот же день Арчер был приглашен на «маленький завтрак» с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым в его номере в отеле «Уиллард»: «Премьер-министр намерен обсудить с вами несколько вопросов, и он будет благодарен за возможность хорошо провести время вместе».
В следующем году Хантер в электронном письме назовет Масимова «близким другом».
51-летний сын президента имел в Казахстане деловые отношения с соратником Масимова, олигархом Кенесом Ракишевым.
На в его ноутбуке обнаружилась переписка Хантера с Ракишевым, где тот предлагает идеи, как заработать.
22 апреля 2014 года компания Ракишева Novatus перевела через латвийский банк 142 300 долларов фирме Арчера, Rosemont Seneca Bohai, как явствует из отчета о валютных операциях, зафиксированного в докладе Сената. В комментарии к переводу значилось, что деньги предназначаются «на машину».
Масимов и Ракишев есть на непроверенной фотографии, размещенной на одном казахском антикоррупционном сайте в 2019 году- на ней позируют рядом с осклабившимися Джо и Хантером.
Хантер Байден принес свой ноутбук в мастерскую в Делавэре в апреле 2019 года и, по-видимому, забыл о нем. В прошлом месяце, рекламируя свои мемуары «Прекрасные дела», он признал, что ноутбук «определенно» может принадлежать ему, но при этом подчеркнул, что точно не знает.
Белый дом на запрос о комментарии не откликнулся.
Миранды Девин «Адский ноутбук» выйдет в сентябре.