Вчерашняя виртуальная встреча дипсоветников, к сожалению, подтвердила скептические ожидания. Безусловно, положительным моментом стала активная позиция украинской делегации (включая коммуникационную составляющую) в противодействии попыткам России снять с себя ответственность за продолжающуюся агрессию против нашего государства на Донбассе. Это важный сигнал для международного сообщества о красных линиях, которые Украина ни в коем случае не готова пересечь. В то же время другие итоги встречи являются симптоматическими.
1. Россия будет тянуть время и шантажировать Украину. Москва чувствует, что сейчас на коне, ведь все карты на дипломатическом поле вроде складываются для нее наилучшим образом. Впереди еще саммит с Байденом, где Россия будет обосновывать свой жизненный интерес к Украине, а Белый дом продолжает «дуть на холодное» в отношениях с Кремлем, пытаясь вывести их в стабильное и предсказуемое русло.
2. Если на предыдущем этапе Россия согласилась на режим прекращения огня (даже в его условной форме) в качестве аванса президенту Зеленскому, рассчитывая на уступки Украине, то сейчас Москва сделала ставку на кардинально иной сценарий. Теперь Кремль ожидает «авансовых» уступок Украины, прежде чем будет восстановлен хотя бы какой-то режим тишины. Вчерашнее заседание показало, что приоритеты России не изменились — это снятие ответственности с Москвы за агрессию, навязывание прямого диалога между Киевом и Донецком/Луганском, изменение квалификации конфликта и далее переформатирование переговорного процесса (вывод ТКГ на первый и основной план).
3. Россия будет действовать дальше традиционно — устраивать новые провокации, снайперские обстрелы, дальше развивать военную инфраструктуру на оккупированных территориях и непосредственно у границ с Украиной. То есть будет расти безопасностный вызов.
4. Закрепляется предыдущая тенденция, когда вся повестка дня сводится исключительно к восстановлению режима тишины. Кремль нашел ахиллесову пяту Зеленского и будет ее активно и профессионально использовать в собственных стратегических целях.
5. Параллельно следует ожидать активизации дипломатического прикрытия российской агрессии. В ход пойдут традиционные штампы для обвинения Украины, навязывание ей ярлыка несостоявшегося государства, разделенного внутренними противоречиями, и не способного имплементировать достигнутые договоренности. Такая работа уже фактически ведется. На это на фоне новостей о достройке «Северного потока — 2», Женевского саммита, призывов Макрона пересмотреть санкционную политику, накладывается новая пропагандистская волна, которая должна убедить украинцев, что их предали на Западе. При этом Банковая не спешит нейтрализовать эту волну, а иногда и активно ей подыгрывает, щеголяя необдуманными шагами в нарушение договоренностей с западными партнерами.
6. Далее в лучшем случае нас ждет длинная позиционная дипломатическая волокита (если не произойдет какое-то кардинальное изменение). В этих условиях критически важно не допустить ситуации, когда бы, учитывая общее настроение двигаться в направлении стабилизации конфронтации с Москвой, России удалось навязать свою концепцию урегулирования и Украина оказалась бы под давлением партнеров.
Руководству государства стоит достаточно внимательно проанализировать нынешнюю ситуацию, которая несет в себе немало рисков для нашего государства. Дальнейшая тактика должна была включать по меньшей мере три элемента — внутренняя консолидация проевропейских политических сил; добросовестное ускоренное проведение реформ с целью восстановления доверия и углубление диалога с партнерами для артикулирования украинских интересов и координации совместной позиции в отношении агрессивной политики РФ.