В минувшую среду состоялись президентские выборы в Сирии, доказавшие, что страна все еще живет в первой половине XX века. Сирия попала в список стран, восставших против современных ценностей международного сообщества, таких как Северная Корея, Белоруссия и страны Центральной Азии, которых Россия стремится удержать в орбите своего влияния после распада Советского Союза.
Трудно вспоминать избирательные процессы, происходившие в середине XX века, в частности в Сирии, а также во многих арабских государствах и странах третьего мира, так как эти воспоминания шокируют. Несмотря на недостатки в проведении выборов, они никогда не были настолько сфабрикованными, как сегодня. И все ради того, чтобы сохранить власть в партии, место в законодательных органах или президентское кресло. Кстати говоря, Сирия, Египет, Ирак и Ливия были свидетелями различных экспериментов, прежде чем к власти пришли военные, находящиеся там и по сей день.
И даже Ливан, не знавший ни государственности, ни честных выборов, был шокирован итогами вчерашних президентских выборов в Сирии, ставших для него тяжелым путешествием в прошлое. Сирия и ее народ, лоялисты и оппозиция, все еще пытаются жить, хвастаясь тем, что двигаются в правильном направлении в отличие от подавляющего большинства стран, вращающихся в современной культуре или, по крайней мере, старающихся это делать.
Как Сирия опустилась до такого уровня? Революция, конечно, не главная причина, но она была и останется свидетельством того, что сирийское общество выжило и не собирается погибать в ближайшем будущем, и что инструменты управления Сирией, Конституция и политические символы однажды изменятся в лучшую сторону. Она продолжит бросать вызов режиму и оппозиции изнутри, чтобы сделать то, что является наиболее подходящим и возможным для будущего Сирии.
Возможно, российское и иранское руководство являются источником проблем нынешнего сирийского избирательного процесса. Вчера российские и иранские наблюдатели бродили по сирийским избирательным участкам вместе с теми, кто выступает против демократизации Белоруссии, Северной Кореи и Венесуэлы. Вместе с ними, как сообщалось, были и чеченские наблюдатели, отправленные туда президентом России Владимиром Путиным. Кстати говоря, на выборах не присутствовали СМИ!
Ни у кого нет ответа на главный вопрос: правда ли, что выборы можно так легко сфальсифицировать, даже не заставляя толпы лоялистов идти на избирательные участки, где бы их ждали военнослужащие, которые проверяют, чтобы все избиратели поставили галочки напротив имени президента и бросили правильную бюллетень в урну? Действительно ли «победивший» президент нуждался в таком «демократическом» процессе и если да, то по какой причине? Он не планировал провоцировать Запад, делать заявления, ставящие под сомнение легитимность и честность проведения выборов, или напоминать о резолюциях Совета Безопасности ООН, которые русские и иранцы разорвали на куски и выбросили в мусорное ведро. Напомним, что именно они посоветовали Асаду, как было сказано ранее, расширять свои возможности настолько, насколько это возможно, чтобы избежать финансовых и экономических проблем. Тем не менее проведение выборов не убедит никого — ни в Сирии, ни за ее пределами — в соблюдении Конституции, тем более, что на горизонте не маячит какой-либо политический переговорный процесс, который оправдал бы мобилизацию военных-лоялистов и провокации против оппозиции.
Таким образом, это большой шаг назад. «Победивший» президент так же жалок, как и его оппозиция. Но хуже всего то, что никто в мире не может убедить Башара Асада в том, что он не победил, так же, как и он не может убедить своих оппонентов в том, что его уход откладывается.