В августе прошлого года я написал колонку для американского издания журнала «Спектейтор», в которой я настоятельно призвал Дональда Трампа взять пример с Александра Лукашенко и проводить кампанию по переизбранию на основе борьбы с пандемией коронавируса с помощью водки и посещения сауны. В прошлом году Белоруссия оказалась одной из немногих европейских стран, которые не ввели локдаун, а ее президент призывал своих граждан пить больше водки и почаще посещать сауну для того, чтобы избежать инфекции.
К большому удивлению других европейских лидеров столь облегченный подход Лукашенко к этой проблеме не привел к катастрофе, — на сегодняшний день в Белоруссии умерли от коронавируса 2780 человек (многие люди не доверяют официальным данным), и я посчитал забавным то, что этот политик, которого называют «последним диктатором Европы» и который больше похож на деспота из Руритании, лучше проявил себя в ходе вызванного covid-19 кризиса, чем многие его более изощренные коллеги.
Но сегодня мне немного стыдно за то, что я так легкомысленно отнесся к этому 66-летнему тирану. В воскресенье рейс из Афин в Вильнюс авиакомпании Ryanair был перенаправлен в Минск на основании, как оказалось, фейкового сообщения о бомбе, а в результате после посадки самолета оппозиционный журналист Роман Протасевич был арестован белорусской полицией. В тот момент, когда этот самолет в воздушном пространстве Белоруссии начал сопровождать истребитель МиГ-29 (предположительно его пилот действовал по приказу Лукашенко), Роман, обращаясь к другому пассажиру, сказал: «Там меня ожидает смертная казнь». И это не преувеличение. Этот блогер был обвинен в подстрекательстве к публичным беспорядкам и социальной ненависти после его освещения президентских выборов 2020 года. Проведенная операция, которую уже стали называть «спонсируемым государством воздушным пиратством», проходила под контролем белорусской спецслужбы с пугающим названием КГБ.
Как и следовало ожидать, авиакомпания Ryanair не покрыла себя славой. Никто не осуждает пилота за то, что он совершил посадку в Минске, однако эта компания сделала заявление, в котором извинилась перед пассажирами за «прискорбную задержку», однако в нем ничего не было сказано об аресте диссидента и его 23-летней подруги. Может быть, ее владелец Майкл О'Лири (Michael O'Leary) не хотел оскорбить Лукашенко? Некоторые люди крайне язвительно отреагировали на это в социальных сетях, а один остряк предложил такой лозунг для Ryanair: «Большинство наших пассажиров благополучно добираются до места назначения». После такого рода реакции возмущенных пользователей О'Лири выступил по ирландскому радио и исправил свой недочет.
Приятно видеть подобные выражения солидарности с 26-летним блогером, но немного смущает то, что западные лидеры выступают в защиту свободы прессы только в том случае, если это вписывается в их повестку. Если бы Никола Стерджен заставила какой-нибудь авиалайнер изменить свой маршрут и совершить посадку в Эдинбурге для того, чтобы можно было арестовать 55-летнего белого мужчину за «исламофобию», то я сомневаюсь, что это вызвало бы международное возмущение. На прошлой неделе феминистка из Шотландии по имени Марион Миллар (Marion Millar) должна была явиться в местную полицию, поскольку написала что-то «трансфобное» на своей странице в «Твиттере». Никто из политиков не осудил это нарушение свободы слова.
Вместе с тем для таких защитников свободы слова, как я, обращение с Протасевичем делает культуру отмены более значимой. Одно дело быть вызванным в полицию в районе Ист-Килбридж, а другое дело отправиться в минский аналог Лубянки в сопровождении сотрудников местной секретной полиции. Некоторые коллеги Протасевича предупредили о том, что он может быть подвергнут пыткам, и, как будто в подтверждении этого, он появился в понедельник на белорусском государственном телевидении и признал свое участие в «организации массовых беспорядков» в прошлом году. Судя по всему, штраф за подобный бунт будет больше тех 10 тысяч фунтов стерлингов, который ожидает в Англии всех тех, кто организует протесты против локдауна.
Сегодня свобода слова в Британии находится под большей угрозой, чем в любой другой период времени после Второй мировой войны, и новые инциденты происходят каждый день. Однако подобного рода спонсируемое государством воздушное пиратство является напоминанием о том, что все еще существуют значительные различия между либеральным Западом и такими странами как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и Белоруссия. Мое сердце разрывается, когда я думаю об этом бедном молодом журналисте, который сидит теперь один в камере и размышляет о своей судьбе. В Британии могут возникнуть проблемы у того, кто бросит вызов влиятельным политическим силам. Но в некоторых темных углах мира подобные действия все еще могут привести к смерти.