После введения Украиной воздушной блокады Белоруссии в ответ на возмутившие весь цивилизованный мир преступные действия узурпатора власти в своей стране Александра Лукашенко, наша страна также запретила импорт электроэнергии из этой страны и путинской России.
Ситуацию сорвал самопровозглашенный президент Белоруссии, по приказу которого 23 мая под присмотром военного истребителя в аэропорту «Минск» был посажен самолет компании Ryanair, следовавший по маршруту Афины-Вильнюс. Как оказалось, Лукашенко пошел на акт государственного терроризма для ареста основателя оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, который находился на борту самолета.
Признаем, что до недавнего времени поставки электроэнергии из Белоруссии на Украине не воспринимались в категорически негативном ключе. Чего нельзя сказать об импорте из России, которая уже седьмой год ведет против нашей страны войну. Однако, последние события кардинально изменили эту ситуацию, а власти получили формальный повод — casus belli для введения эмбарго и сразу же им воспользовались.
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), 26 мая приняла решение о незамедлительном запрете импорта на Украину российской и белорусской электроэнергии до 1 октября текущего года.
Во время рассмотрения вопроса глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк отметил, что с 15 мая регулятор получил полномочия ограничивать импорт электричества, а инициатором данного решения выступил министр энергетики Герман Галущенко.
«Приветствую решение НКРЭКУ ограничить доступную пропускную способность для импорта электроэнергии на Украину со стороны Российской Федерации и Республики Беларусь до 0 МВт. Я поддерживал и поддерживаю ограничения такого импорта на период до интеграции энергосистемы Украины к ENTSO-E», — написал в Facebook Галущенко на следующий день после принятия регулятором данного решения.
В свою очередь, глава НКРЭКУ Тарасюк отметил, что запрет импорта может спровоцировать спекуляции на национальном рынке электрической энергии. Поэтому Нацкомиссия намерена внимательно мониторить состояние работы рынка и процесс подготовки к следующему отопительному сезону.
«Наверняка мы продлим запрет импорта и после 1 октября, но на сегодня мы готовы это сделать до этой даты. Я услышал поддержку народных депутатов по сути нашего решения», — сказал глава регулятора.
Стоит отметить, что на украинском рынке электроэнергетики доминируют две компании — частный энергетический холдинг ДТЭК олигарха Рината Ахметова и государственное предприятие «НАЭК «Энергоатом», являющееся оператором всех действующих атомных электростанций Украины, которые обеспечивают около 70 процентов производства всей электроэнергии в стране, и, в случае отсутствия конкуренции с импортными поставками могут злоупотреблять своим положением.
Посему опасения главы регулятора не беспочвенны.
Переориентация на Европу
Опрошенные УНИАН энергетические эксперты отмечают, что проблема влияния импорта электроэнергии из России и Белоруссии на внутренний рынок нашей страны сильно преувеличена, так как даже в наиболее сложные периоды, когда импорт из этих стран достигал максимальных значение, он не превышал 5 процентов от общего потребления.
По данным Оператора Объединенной энергосистемы страны госкомпании «Укрэнерго», импорт нашей страной электроэнергии в январе-апреле 2021 года составил около 947 миллионов кВт-ч.
На Украину из Белоруссии было поставлено более половины этого объема — 511,6 миллионов кВт-ч, из Словакии — 238,6 миллионов кВт-ч, России — 101 миллионов кВт-ч.
При этом, потребление электроэнергии за этот период составило 56 миллиардов кВт-ч!
Таким образом, доля импорта в структуре национального потребления находится в пределах 1-2 процентов, и, как отмечают эксперты, предпосылок для ее увеличения, нет.
«Это больше политическое, чем экономическое решение. Вопрос импорта электрической энергии и его влияние на рынок является сильно преувеличенным. Этот импорт редко, когда превышал 5 процентов от потребления, что никак не может влиять на формирование цен», — сообщил УНИАН эксперт в энергетической сфере Геннадий Рябцев.
При этом, эксперт напомнил, что Украина стремится стать частью европейской энергетической системы и данное решение властей поспособствует достижению этой цели.
Сегодня энергосистема Украины разделена на две части — большая часть работает параллельно с энергосистемами стран СНГ (России, Белоруссии, Молдовы) и Балтии, а другая интегрирована в европейскую энергетическую систему. Это так называемый «Бурштынский энергоостров» (Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская области).
Полноценная интеграция всей украинской энергосистемы в европейскую ожидается не ранее, чем в 2023 году, что также предусматривает полное отделение нашей энергосистемы от электрических сетей Белруссии и России.
В процессе подготовки к интеграции наша энергосистема должна пройти ряд тестов, среди которых, работа в изолированном режиме, когда Украина на определенный период времени будет работать в «островном режиме» — без возможности импорта электроэнергии из соседних стран.
«Нынешнее решение защищает реализацию плана синхронизации Объединенной энергосистемы Украины с энергосистемой Европы в части предотвращения заключения контрактов на импорт на Украину электроэнергии, чтобы эти контракты не помешали проведению испытаний по работе энергосистемы в изолированном режиме, которые должны проходить уже в следующем году, а также дальнейшему отсоединения от энергосистем России и Белоруссии, и присоединения к энергосистеме ЕС», — отметил Рябцев.
Эксперт отметил, что возможность аварийных поставок электроэнергии из Белоруссии на случай чрезвычайных ситуаций на Украине под запрет не попали.
«Не надо путать импорт электроэнергии и аварийную помощь, которая осуществляется в случае чрезвычайных событий, примером чего было отключение Запорожской теплоэлектростанции этой зимой. Тогда из Белоруссии было взято более 600 МВт энергии для обеспечения надежности в энергосистеме», — отметил эксперт.
Ничего личного, просто бизнес
Таким образом, запрет на импорт электроэнергии из Белоруссии и России вряд ли окажет существенное влияние на ситуацию на энергетическом рынке Украины.В то же время, обе соседние страны продолжают оставаться крупными торговыми партнерами Украины, входя в первую десятку по товарообороту. Более того, Украина все еще остается зависимой от импорта из России и Белоруссии ряда стратегических товаров, среди которых и нефтепродукты.
Стоит ли нашей стране в таком случае опасаться, что в ответ на украинские санкции поставки белорусских и российских нефтепродуктов будут прекращены?
Сегодня Украина, к сожалению, катастрофически зависит от импорта нефтепродуктов из России и Белоруссии. На эти две страны приходится 60-70 процентов потребляемого на Украине дизельного топлива и автогаза. Из Белоруссии наша страна также поставляет около 30 процентов потребляемого бензина.
При этом, Белоруссия не менее зависит от Украины. Наша страна занимает второе место по экспорту в ее торговом балансе, а нефтепродукты составляют более половины всего белорусского экспорта на Украину.
Поэтому, эксперты считают, что как бы не развивались события, торговля нефтепродуктами до последнего будет оставаться за скобками.
«Может ли Лукашенко остановить поставку нефтепродуктов на Украину в ответ на наши санкции и что тогда будет? Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики», — считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.
«Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок. Именно поэтому я не верю, что Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом», — добавил эксперт.
Рябцев также считает, что такой радикальный сценарий маловероятен.
«Украинский рынок нефтепродуктов является наиболее привлекательным для Белоруссии, и поставки сюда очень прибыльны как для украинских трейдеров, так и для белорусских производителей. Белорусскими заводами владеют не только белорусы — это акционерные общества, половина акций которых принадлежит российским компаниям, которые также заинтересованы в поставках нефтепродуктов на Украину», — отметил он.
Возьмут ли верх «идиоты»?
Украинские эксперты отмечают, что в случае если власти Белоруссии все-таки пойдут на такой радикальный шаг — ограничить продажи топлива на Украину, то временного определенного дефицита и повышения цен на Украине не избежать.
По мнению Эксперта, Украина способна перекрыть белорусские поставки благодаря наращиванию собственного производства / фото УНИАН
«Если идиоты возьмут вверх, то тогда возникнут проблемы. К сожалению, проблемы возникнут не у идиотов, а у тех, кто пользуется автомобилями. Потому что заместить сразу белорусские нефтепродукты не получится. Это приведет к возникновению недостатка, который приведет к возникновению ажиотажного спроса, который приведет к росту цен. Это может вылиться в социальное недовольство и падению доверия к действующей власти ниже плинтуса», — отметил Рябцев.
Эксперт Куюн считает, что Украина способна перекрыть белорусские поставки благодаря наращиванию производства Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, оператором которого является компания «Укртатнафта», и увеличением объема морских поставок.
Однако, сложности могут возникнуть с битумом, который необходим для строительства украинских дорог, и 50 процентов которого наша страна закупает в Белоруссии.
«Чтобы перекрыть потребность в бензине, «Укртатнафта» должна нарастить переработку на 2 миллиона тонн или вдвое. Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве есть бензин на море…Последние два месяца показали, что запросто может быть перекрыт и выпадающий объем белорусского сжиженного газа», — отметил эксперт.
«Единственная позиция, которая выглядит проблематично — это битум. Привезти такой объем неоткуда. Частично можно перекрыть морскими поставками, но не полностью», — добавил Куюн.
Несмотря на то, что риски полного прекращения поставок нефтепродуктов на Украину из России и Белоруссии сегодня весьма призрачны, сохраняющаяся энергетическая зависимость от этих двух стран является реальной угрозой для нашей страны.
Украина же способна в течение нескольких лет существенно эту зависимость снизить, однако, для этого сегодня делается крайне мало. А время требует решительных шагов.