После утверждения встречи президентов РФ и США в Женеве некоторые западные СМИ отметили, что администрация Джо Байдена хочет воспользоваться случаем и протянуть Москве «оливковую ветвь», чтобы «разлучить» Китай и Россию.
Прошло более четырех месяцев после того, как Байден стал президентом США, его стратегия по отношению к КНР и РФ только начинает разворачиваться, однако я считаю, что так называемый «союз с Россией в борьбе с Китаем» — это догадки лишь небольшого количества западных СМИ и деятелей.
Во-первых, возвращение в «треугольник холодной войны» не соответствует исторической тенденции, оно непременно будет обречено на провал.
Сегодня китайско-российские отношения — это не китайско-советские отношения в период холодной войны, ни Китай, ни Россия не будут развивать межгосударственные отношения на базе менталитета холодной войны. Идея о «межгосударственных отношениях нового типа», которую продвигает КНР, в корне пытается преодолеть и выбраться из оков менталитета холодной войны. Чтобы расположить к себе Россию, у США нет ни долгосрочных искренних надежд, ни эффективных средств, ни тесного стратегического взаимного доверия.
Во-вторых, существующие долгое время структурные противоречия между Россией и США сдерживают «восстановление» двусторонних отношений. Под влиянием иллюзий в начальный период после завершения холодной войны внешняя стратегия России стала более трезвой, автономной и уверенной. Страны знают, кто друг, а кто враг. В Докладе о стратегии государственной безопасности США Россия рассматривается в качестве «основной угрозы», а РФ внесла Соединенные Штаты в список «недружественных стран», и все эти действия отчетливо отвечают на коренные вопросы.
Сложность в искоренении структурных противоречий между РФ и США определила трудность в «перезапуске» двусторонних отношений.
Во-первых, кроме механизмов по военному контролю, все остальные механизмы по взаимодействию между Россией и США уже практически приостановлены, торгово-экономическое сотрудничество крайне ограниченное, поэтому и не обладает особым вспомогательным значением. Даже важность механизма по военному контролю постоянно снижается, очень сложно связать две страны стратегическим диалогом и сотрудничеством.
Во-вторых, после холодной войны США долгое время придерживались политики по «ослаблению России».
В-третьих, в результате украинского кризиса США и другие западные страны придерживаются всесторонней конфронтационной позиции по отношению к России, они ввели экономические санкции против России, осуществляют военное запугивание, оказывают давление на общественное мнение и изолируют Москву в дипломатическом плане. Все это невозможно устранить за короткий период времени, эти факторы будут оказывать длительное влияние на отношения между РФ и США и другими западными странами. В связи с этим надежда на то, что встреча лидеров двух стран или запуск проекта «Северный поток — 2» позволит возобновить двусторонние отношения, кажется нереальной.
И последнее: Китай и Россия прошли через многочисленные исторические испытания, им не страшны никакие внешние силы. После более 70 лет КНР и РФ нашли правильный путь для взаимного общения, страны отказываются от присоединения к блокам и конфронтации, их взаимодействие не нацелено против третьих стран. Эти принципы гарантируются на правовом уровне двух стран и утверждены с помощью договоров. 70-летняя история китайско-российских отношений — это история того, как страны шли от блока к партнерству, от противоречий к сотрудничеству и обоюдному выигрышу, это путь к достижению равноправия и взаимного уважения.
Директор Китайского центра при Брукингском институте Ли Чэн говорил, что КНР и РФ — две великие державы, и нет ни одной внешней силы, которая сможет одержать победу над ними, они лишь способны сами погубить себя. Прошедшие испытания китайско-российские отношения в новую эпоху такие же, и ни одна внешняя сила не сможет оказать влияние на их состояние, развитие отношений полностью зависит от двух стран.