Ухватившись за трибуну с российским двуглавым орлом побелевшими от напряжения пальцами и не мигая глядя вдаль, президент Путин во время недавнего обращения к нации выступил с серией угроз. «Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалели», — заявил он.
За этим прозвучавшим в апреле предостережением последовал список «недружественных государств». Естественно, одним из таких государств стали Соединенные Штаты. Вторым стала мелкая сошка из Центральной Европы с населением и военным бюджетом в 10 с лишним раз меньше российского: Чешская Республика.
Непосредственной причиной путинского раздражения стала дипломатическая склока из-за утверждений о том, что агенты Кремля несколько лет тому назад взорвали в Чехии склад боеприпасов. Но в целом Чехия превращается в геополитическое поле битвы в большой игре между Вашингтоном, Москвой и Пекином.
В центре этой схватки оказалась внешняя политика Чехии, в которой так много противоречий, что ее порой называют шизофреничной. С одной стороны, Чехия входит в НАТО и ЕС, а ее прозападные политические фракции стремятся прочнее привязать ее к западной орбите.
Эти внутренние препирательства привели к политическому расколу с Кремлем, причиной которого стали прозвучавшие в апреле заявления, будто те самые российские агенты, которые в 2018 году совершили нападение в Солсбери, в 2014 году уничтожили склад боеприпасов во Врбетице, находившийся в нескольких километрах от словацкой границы.
Прага в ответ выслала 18 российских дипломатов, а к концу прошлого месяца выдворила еще 63 человека. Правительство также заявило, что не позволит российским компаниям участвовать в тендере на строительство нового реактора АЭС Дукованы, стоимость которого составляет 5,4 миллиарда фунтов стерлингов.
После этих заявлений Земан неделю хранил молчание, укрывшись в президентской канцелярии рядом с готическими шпилями Пражского Града вместе со своими советниками, которые поддерживают обширные связи с Россией и Китаем.
Потом он выступил, но не для того, чтобы выразить возмущение по поводу нападения на его страну. Нет, он сделал это для того, чтобы унизить проводившую расследование Службу безопасности и информации. Земан заявил об отсутствии доказательств причастности России.
Президент в последние годы все чаще допускает пренебрежительные высказывания в адрес этой службы, называя ее сотрудников «неумелыми дилетантами» и «лодырями», так как они выступают со все более настоятельными предупреждениями о том, что Россия и Китай угрожают национальной безопасности Чехии. В такой грубой риторике Земана нет ничего необычного; он часто использует ее против либеральных фракций, пытаясь предстать в образе простого человека и понравиться избирателям из небольших городов и поселков.
Это коварный и хитроумный политик, регулярно переходящий границы своих церемониальных в основном полномочий, чтобы усилить влияние на слабое коалиционное правительство.
Конфликт из-за взрыва во Врбетице стал далеко не первой интригой Земана. Стоя в 2016 году с председателем Си на террасе с видом на Прагу и поднимая бокал пива, он дал высокую оценку Китаю как ценному экономическому и политическому партнеру. Хотя обещанные крупные инвестиции после этого так и не материализовались, он продолжает поддерживать китайские интересы внутри страны и на международной сцене. К России он относится точно так же.
Работающие в Праге иностранные дипломаты говорят, что Земан не руководит политикой страны, однако своими действиями он сеет сомнения среди западных партнеров. Эксперты по вопросам безопасности считают, что этого достаточно, чтобы союзники из ЕС и НАТО ограничили свое сотрудничество с чешскими спецслужбами.
Из-за атаки в Солсбери российских дипломатов выслали 18 стран ЕС. Из-за взрыва во Врбетице это сделали всего пять.
66-летний Бабиш не очень интересуется внешней политикой. Обладая бизнес-империей, охватывающей многие страны ЕС, этот миллиардер полон решимости поддерживать добрые отношения с Западом. Но в то же время, чтобы сохранить власть, он должен пользоваться благорасположением Земана.
Это значит, что он зачастую не желает спорить с президентом из-за его «альтернативной» внешней политики. Например, давление Земана на правительство с целью заставить его закупить китайскую и российскую вакцину от коронавируса привело к тому, что во время пандемии на посту министра здравоохранения сменилось четыре человека.
Но это также создало пространство для появления в Праге третьей силы: объединения прозападных политических фракций, в которое вошли представители правительства и оппозиции, предпринимающие усилия для разрыва отношений с Россией и Китаем и укрепления связей с Западом.
Два года назад службы безопасности подтолкнули чешское правительство к тому, что оно первым в ЕС заявило о введении запрета на работу компании «Хуавэй» по созданию сетей 5G из-за ее связей с Пекином. Это было редкое проявление непокорности со стороны Бабиша, за что Земан его резко упрекнул.
Но в Вашингтоне этот шаг восприняли очень тепло, потому что США стремятся убедить союзников изгнать эту китайскую компанию. Аналитики говорят, что решение чехов оказало влияние на ход европейской дискуссии, которая развернулась в выгодном для США направлении. После этого Бабиша незамедлительно пригласили в Белый дом.
В прошлом году председатель верхней палаты парламента Милош Выстрчил (Miloš Vystrčil) возглавил делегацию, отправившуюся на Тайвань, что вызвало ярость в Китае. Пекин пообещал, что чехи «заплатят за это высокую цену», однако члены делегации назвали это пустой угрозой, поскольку Земан так и не выполнил свои грандиозные обещания привлечь китайские инвестиции.
В то время мэр Праги Зденек Гржиб (Zdenek Hrib) сказал: «Результатом этой президентской кампании стал лишь огромный торговый дефицит и нарушенные обещания».
В том же году Россия разгневалась из-за сноса на пражской окраине статуи генерала Красной Армии. Отношения между двумя странами пострадали еще больше, когда площадь, где стоит огромное российское посольство, переименовали и назвали в честь критика Кремля Бориса Немцова, который был убит в 2015 году.
Томас Петржичек (Tomas Petricek), который на посту министра иностранных дел настойчиво гнул прозападную линию, много месяцев давил на Москву, требуя сократить огромный штат посольства, подозреваемого в том, что в нем работают шпионы, действующие по всей Европе. Эта цель достигнута, однако Земан добился отставки Петржичека за шесть дней до появления разоблачительной информации о Врбетице. Его сместили из-за того, что он был против участия Россия в строительстве на АЭС Дукованы. Это ключевая битва для самых разных фракций.
Депутат парламента от оппозиционной Чешской пиратской партии Ян Липавский (Jan Lipavsky), занимающий пост заместителя председателя комитетов по обороне и иностранным делам, заявил: «Я сделаю все возможное, чтобы помешать России строить новый реактор. Она считает страны НАТО типа нашей своим врагом».
Хотя аналитики называют чешскую внешнюю политику шизофреничной, Министерство иностранных дел наотрез отрицает существование путаницы. Один высокопоставленный руководитель сказал, что Земан порой ведет себя «провокационно», однако политика страны находится под контролем правительства.
Ветеран парламента и бывший министр иностранных дел Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) после скандала во Врбетице заявил местному радио: «Я не знаю, как звучит голос чешской внешней политики, и кто ее представляет».
Непонятно, как долго будет сохраняться эта неопределенность в условиях усиливающегося геополитического соперничества. Большинство аналитиков предупреждают, что такой беспорядок недопустим, и даже руководство МИД признает, что его работа усложняется из-за маневров различных фракций.
Шварценберг предположил, что Москва ослабит давление на Прагу и станет ждать появления нового чешского правительства, которое будет сформировано после октябрьских выборов. Но если победят «пираты» Липавского, на что указывают опросы общественного мнения, прозападный крен Чехии только усилится.
Ожидается, что Земан останется у власти до марта 2023 года. После себя он оставит удобную схему, воспользовавшись которой, успехов сможет добиться любое иностранное государство, стремящееся расколоть членов ЕС и НАТО и манипулировать ими.